Никита Джигурда – один из самых ярких персонажей нашего времени. К его персоне мало кто остается равнодушным. За 49 лет Джигурда успел проявить себя как актер, режиссер, певец и поэт. Новый период в его жизни и творчестве связан с женой Мариной Анисиной, которую Джигурда боготворит и посвящает ей стихи и песни. «Это женщина, которую ни один человек не может заставить сделать то, чего она не хочет. Я мечтал встретить женщину, которая не боялась бы участвовать в перфомансах», – говорит Джигурда.
Сейчас певец участвует в проекте «Танцы на паркете» в Украине и считает его честнее и открытее российского варианта. Одним из «тотальных» фанатов Джигурды стал его сын Анжель, которому недавно исполнилось два года: «Он с утра ставит на один магнитофон песни папы, на другой диск, и спрятаться невозможно, а Эва за ним повторяет и хлопает», – улыбается певец. Разносторонний и открытый, Никита Джигурда в интервью рассказал о новом альбоме, понятии «русский», жизненных убеждениях и творческих планах.
– Никита Борисович…
– Можно просто Никита.
– Никита, кому посвящен ваш последний альбом «Зеленоглазая богиня – мой маяк»?
– Он посвящен Марине Анисиной, и в ее лице вообще женскому началу, которое я боготворю, не сусально боготворю. Альбом лирическо-романтический, то есть это та сторона меня, которой многие зрители просто не знают. Обратную сторону медали, лирического Джигурду, мало кто знает. Это двойной диск, который я в шутку называю «Джигурда без крика». На одном диске я пою песни, посвященные Марине и женскому космическому началу, а на другом Марина поет мои философско-лирические песни.
– На этом диске несколько песен на французском языке…
– Да, мы с Мариной и ее кузиной перевели три песни, и я думал, что они на французском языке. Французы половину понимают, половину понимают только после того, как им Анисина прочитает.
– Как вы думаете, нужно ли добиваться женщину?
– Я глубоко убежден, что женщину нужно добиваться, если ты любишь, если ты хочешь эту женщину. Бывают, конечно, ситуации, когда добиваться не нужно. Но мой совет женщинам: все-таки делать так, чтобы их добивались. В этом есть кайф и для мужчины, и для женщины.
– Согласны ли вы с тем, что женщины сейчас становятся все сильнее и сильнее, и многим тяжело найти мужчину сильнее себя?
– Да, я бы дал совет таким женщинам быть тоньше и играть слабость, если уж сила есть. Я таких молодых девчонок называю амазонками. И в старшем поколении были амазонки, но сейчас их все больше и больше. Амазонка слабостью или чередованием силы и слабости может добиться гораздо большего, чем только силой. Иногда нужно сыграть, поддаться...
– Как случилось, что спортсмен Никита Джигурда стал актером?
– Случилась простая история. Я учился в киевском институте физкультуры и пришел к старшему брату Сергею Джигурде на дипломный спектакль. Я увидел то, что меня потрясло. Я понял, что не зря я родился 27 марта 1961 года, в тот день, когда ЮНЕСКО решило праздновать международный день театра. Меня так «вставило» по полной программе, что я подумал: зачем горбатиться в спорте и тратить физические силы, если можно получить больший кайф, чем в спорте.
– А как сформировался ваш музыкальный вкус? Как-то вы сказали, что рок-н-ролл прошел мимо вас…
– Да, мои родители и старший брат слушали Высоцкого, Галича, Визбора, Окуджаву, Клячкина, Розенбаума, поэтому я как губка впитывал то, что звучало в доме. Родители работали в секретном военном институте и не поощряли фирменной западной музыки, поэтому она и не звучала в доме. И я не жалею об этом, потому что для меня первооснова в песне – поэзия и слово. А потом уже, став старше, я прикоснулся к рок-н-рольной культуре. Но все равно на сегодняшний день я синтезирую слово и музыку, а для рок-н-ролла, как западного течения, музыка была первоосновой. Но в начале было слово, поэтому то, что я сегодня экспериментирую, делаю в роке или хард-роке, блюзе, все равно для меня слово – первооснова. И не только слово, но и та сверхзадача, которую я впитал в поэтическом мире вышеперечисленных бардов-авторов, а также Есенина, Пушкина, Лермонтова, Блока, Маяковского.
– Никита, у вас есть знаковая роль в фильме «Любить по-русски». Расскажите, как вам работалось с режиссером Евгением Матвеевым?
– Матвеев – легендарная личность, и я благодарен Евгению Семеновичу за то, что пригласил на эту роль, что он настоял на том, чтобы эту роль сыграл Никита Джигурда. Познакомились мы с ним буквально за день до кинопроб, в Москве в ресторане «Седьмое небо». Мы выпили, он услышал мои стихи и песни и удивился, что раньше обо мне никогда не слышал. Разговор начался с того, что Матвеев сказал: «Ты мне понравился, и я обязательно сниму тебя в следующем фильме. Сейчас я буду снимать фильм «Любить по-русски», где твоя княжеская внешность не подходит, там все персонажи — простые мужики». Но в процессе вечера, как он узнавал мои песни и стихи, мы все больше нравились друг другу, и где-то в 12 часов ночи он сказал: «Все, завтра, то есть сегодня, приходи на кинопробы». Я сначала воспринял это как разговор двух подвыпивших людей, но утром какая-то сила меня разбудила, и внутренний голос сказал, что нужно идти. Я пришел в 9 часов утра на кинопробы, и мы с Леночкой Майоровой были утверждены на роли. Худсовет и автор сценария Валентин Черных были против моей кандидатуры, но Матвеев настоял, и я ему очень благодарен. Потом все, кто были против, признали правоту Матвеева. Понятие «русский» с этого фильма, с 1995 года тотально пошло в обиход, появились «русское радио», «русские пельмени». И само понятие «русский» трактовалось не как национальность, а как наднациональное понятие, которое должно заменить понятие «советский». Слово «советский» объединяло все республики, людей разных национальностей. И мы мечтали, что понятие «русский» станет аналогичным понятию «американец» для американцев. Также мы мечтали, что люди разных национальностей, живущие на территории бывшего Советского Союза, начали чувствовать себя русскими по духу. Сейчас все чаще эта тема звучит, и митрополит Кирилл, и премьер, и президент говорят, что есть наши русские братья и в Китае, и в США, и в Австралии.
Никита Борисович Джигурда родился 27 марта 1961 года. До поступления в театральное училище учился в институте физической культуры. В 1987 году окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Евгения Симонова). Работал в Новом драматическом театре, театре «У Никитских ворот», Театре Луны, Театре Рубена Симонова. Заслуженный артист Кабардино-Балкарии. Выступает на эстраде как бард, певец, записал несколько песенных альбомов, в т.ч. «Хулиган я, хулиган», «Гласность», «Раздвигая горизонты», «Лунная женщина», «Монадные стихи», «Зеленоглазая богиня – мой маяк». С 2008 года женат на Марине Анисиной, от которой имеет двух детей – сына Мика-Анжеля-Криста и дочь Эву-Владу.
– Что эта роль символизирует для вас?
– Я и до и после фильма считаю себя национальным символом России. Есть официальные символы, а есть неофициальные. Я считаю, что в Никите Джигурде как раз воплотилась растяжка такая, как я ее называю «принцип батарейки», где есть и «плюс», и «минус». Официальные символы все плакатные, сусальные, стерильные, а поскольку я не являюсь представителем ни одной партии или политического движения, могу себе позволить быть настоящим, даже идти на эксперименты.
– Какие роли еще хотелось бы сыграть?
– Честно говоря, я пришел к пониманию, что у каждого человека есть роль, которую он выбирает по жизни, а для актеров кино это подспорье, чтобы не сойти с ума от проблем. Я бы хотел играть ту роль, которую я и играю, только более открыто и явно. Я каждый раз говорю, что несу сверхзадачу и идею Человека-творца. Я не верю в первородный грех, изначальную греховность человека. Если люди созданы по подобию и образу Божьему, то значит, и являются богами. Это есть истина, и я хочу играть роль, которая позволит ее донести до «молодняка», старшего поколения. «Молодняк» ищет себе ориентиры и рано ли поздно осознает, что судьбу делаем мы сами. Что судьбу своей жизни, своей семьи, своей страны, этой маленькой планеты делают сами люди, а не какие-то мистические создания, называйте его Богом, Творцом или Высшим разумом. Через нас и нами делают ту жизнь, на которую мы соглашаемся. Например, если мы в Интернете введем в поиске слово «ж*па», мы получим информацию, связанную с ж*пой, если введем слово «любовь», то получим любовь. Если запустим «человек-творец», то получим информацию и знания, связанные с тем ключевым словом, которое мы посылаем. Я каждый раз говорю, что мы имеем право на эксперимент, и если бы этого права не было, тогда была бы зона, тотальное рабство. Рай без права выйти за границы рая является концлагерем. Для меня ясно, что есть та идея, которую нужно донести до «молодняка» любым способом. Я готов голым выходить на сцену, я готов устраивать перфомансы, но сверхзадача у меня – «забить» маяк человека-творца, а не заработать. Дают за это деньги – прекрасно. Но если мне дают деньги за то, чтобы я предал эту идею, то я отказываюсь, несмотря на то, что меня пугают, извращают потом мои интервью. Я знаю, что все тайное станет явным.
– В этом году у вас круглая дата. Запланированы ли какие-то юбилейные мероприятия?
– У меня получается так, что юбилейные мероприятия вне меня связаны с проектом «Танцы на паркете», и это повернуло все мои планы, потому что планировалось выступление в Доме актера. И сейчас может так получиться, что 50 лет я отпраздную в Украине. Выйдет новый сборник моих стихов, и это будет новый этап, потому что до этого были лирико-философские стихи. Мало кто знает, что за них меня наградили поэтическим символом от Дома литераторов «Золотое перо Руси», также перо присудили Ножкину и Римме Казаковой. Как спортсмен берет вершину, ставит рекорд – он прыгает эту высоту, а дальше ему хочется взять следующую, то, чего он еще не делал. В этом смысле я готовлю поэтический сборник и хочу на следующем этапе приехать с киевской группой, играющей хард-рок. Я уговорил их играть не только хард-рок, но и сделать такой хард-шансон, то есть когда синтез музыки, поэтического слова и хулиганско-лирического одновременно создает тот драйв, который не оставляет никого равнодушным. Его можно не любить, потому что он может испугать и обжечь, как обжигает красивая женщина и любая женщина, когда захочет обжечь мужчину. Но я стремлюсь на следующем этапе сделать такой проект, когда не только общественное мнение, но и религиозное, политическое будет шокировано тем, что я предложу в виде очередной игры и перфоманса. У меня есть несколько идей, которые могут перевернуть сознание общества. Я нашел национальную идею и озвучу ее таким образом, что ее нельзя будет замолчать. Это связано с темой человека-творца и я глубоко убежден, что какие мы, такая и любовь, какие мы, такой и Бог. Говорить об этом можно много, но когда это идет через песню, через драйв, тогда есть возможность совершить прорыв и удивить и Европу, и Запад той «гремучей» смесью, которая называется русская душа.
– Как вы относитесь к сегодняшнему поколению?
– На первых местах по просмотру моих видео в ютубе стоит монадная поэзия Джигурды, за которую меня благодарят дети от 10 до 16 лет, и мне это радостно. Это поколение, на мой взгляд, как поколение хиппи в Европе, которое в какой-то момент отвергло идеологию отцов, потому что их не устраивал узкий формат буржуазной жизни. Это поколение наших детей, «молодняка», самый трудный возраст, они «живые», они в отличие от нас, но благодаря нам имеют возможность быть свободными внутри. Они могут «набедокурить», наделать глупостей, но как раз они и могут впитать ту идею божественности человека, ни от чего не отказываясь. Я пришел к убеждению, что все, что мы делаем и называем грехом, есть не что иное, как эксперимент, опыт. Мои дети сейчас какают в памперсы, и в какой-то момент это достает, они не слушаются, но ты же понимаешь, что они дети. Когда после определенных медитаций и выхода из своего семилетнего голодания я понял, что мы все, люди на планете Земля, своеобразные «горшочники», по сравнению с жизнью, существующей в тонких мирах, мы «дети на горшке». И «зарубаться» по поводу того, что мы греховны, так как кто-то кого-то подставил, обманул, – это глупо, потому что просто пора взрослеть. На мой взгляд, на сегодняшний день существует возможность, синтезируя лучшие достижения русских философов, поэтов, политиков, исторически лучших, озвучить и поэтически, и образно идею, которую Максимилиан Волошин высказал в ХХ веке: «А человек не станет никогда иным, чем то, во что он свято верит. И будь же сам Вселенной и творцом, сознай себя божественным и вечным». Есть разница в том, что можно много говорить о религии и превращать это в лохотрон и средство получения денег, а можно от души и сердца сделать так, что сразу станет ясно, кто есть кто. Кто по одну сторону баррикад, а кто по другую. Кто за любовь стерильную, плакатную, «в рамках», а кто за то, чтобы в любви была позволена огромная амплитуда, все краски использовались. Каждый раз я говорю: во имя чего это? Какова сверхзадача? Можно много говорить о любви, но по делам мы видим обратное. А можно не говорить о любви, как большинство простых людей в глубинке России, и каждый день творить чудо, вопреки всему выживать, растить детей, творить жизнь.
Фото: Видео Андрея СЁМОЧКИНА