Родилась в Челябинске, Россия. Училась режиссуре в Государственной академии театрального искусства в Санкт-Петербурге и в Москве. Переехав в Германию, сняла документальные ленты «Иностранцы. Родина. Образование» (2003), «Найди меня» (2005) и «Мама, у меня все хорошо…» (2007). Фильм «Один в четырех стенах» удостоен множества наград, среди которых приз МКФ в Локарно, премия за лучший полнометражный документальный фильм на МКФ «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге и Национальная премия «Лавровая ветвь 2008» в области неигрового кино и телевидения... Так отзывается о нашей землячке Александре Вестмайер Всемирная сеть. В чем секрет успеха творчества Александры, почему ее фильмы не идут в российских кинотеатрах, о чем можно поговорить за завтраком с Тарантино — эти и другие вопросы мы обсудили в беседе с молодым, но уже известным на весь мир режиссером-документалистом.
Cовместить творчество и личную жизнь — можно!
— До замужества моя фамилия была Саломатова. Я родилась и выросла в Челябинске, окончила 13 школу на северо-западе и поступила в театральную академию города Санкт-Петербурга на актерский факультет. Работала актрисой в театре «ИНТЕРСТУДИО», потом получила второе высшее образование, закончив факультет режиссуры в Москве, в ГИТИСе. Работала телережиссером в Челябинске на «Восточном Экспрессе», в 2001 году я вышла замуж и переехала в Германию.
— Почему вы решили поступать в Санкт-Петербург? Челябинская академия культуры тоже ведь готовит актеров и режиссеров?
— Я слышала, что Санкт-Петербургская театральная академия и некоторые московские театральные вузы имеют сильную актерскую школу, интересных педагогов, и мне хотелось поступить именно туда. К счастью, мне это удалось.
— Вы считаете, челябинское образование бесперспективно?
— Не думаю, что бесперспективно. Человек, который знает, чего хочет, добьется своего везде. Абсолютно не важно при этом, что он закончил — академию или ПТУ. Главное, чтобы была четко поставленная цель, трудолюбие и, конечно, талант.
— Какая цель стояла перед вами, когда вы отправились в Петербург?
— Мне было 16 лет, и у меня была детская мечта завоевать весь мир. Какая еще цель может быть у 16-летней девочки, которая решила быть актрисой?
— Как вас встретил Питер?
— Какое впечатление произвела заграница в студенческие годы?
— Банально, но было странно, что вокруг все чисто, все сделано для человека. Удивила в каком-то смысле сексуальная свобода — там не боялись говорить такие вещи, которые в нашей стране, и тем более в Челябинске, были просто немыслимы.
— Как относитесь к нынешнему студенчеству?
— В первую очередь я замечаю главную проблему молодежи в Европе и в Америке: молодые люди не знают, чего хотят. Для них равноценно: можно стать инженером, а можно — стоматологом. Нет увлечений, многие просто хотят зарабатывать деньги.
— Школа не прививает целеустремленности?
— Я думаю, школа — это просто способ миропостроения. Человек должен сам понять, что он хочет.
— Но вы же не знали, что будете режиссером?
— Режиссером — нет, но у меня всегда было желание заниматься творчеством — кино или театром. Я даже не мечтала, что буду когда-нибудь здороваться за руку с Робертом
— Александра, почему вы решили не останавливаться на одном образовании?
— Мне было недостаточно того, что я работала как актриса. Хотелось реализовать свои идеи. Для меня актриса — это нечто подневольное. Хотя я много играла в театре Петербурга и снялась в нескольких короткометражных фильмах в Москве, продюссированных ВГИКом и немецкой компанией, но в какой-то момент я поняла, что меня переполняет огромное количество идей. Как актриса я не могла это реализовать — так возникло решение стать режиссером
— Чему была посвящена ваша дипломная работа как режиссера?
— Я поставила пьесу «И вдруг минувшим летом» Теннеси Уильямса. Так получилось, что дипломную работу я ставила в Германии на немецком языке в городе Штуттгарте. Было много хороших отзывов, причем я репетировала с 3-месячным сыном на руках. Так что при большом желании можно все совместить — и творчество, и личную жизнь.
Документальные фильмы — не для кинотеатров
— В Германии сразу все сложилось?
— Сложно было первый год: я не знала немецкий язык. Весь год ушел только на то, чтобы научиться говорить. Потом я ставила спектакль, работала в Доме Кино в Штуттгарте — преподавала актерское мастерство. У меня было много различных проектов, сценариев, идей. Неожиданно один из этих проектов выиграл конкурс, и немецкий телевизионный канал МДР, совместно с французским телеканалом АРТе, спонсировал мой первый фильм в Германии «Мама, у меня все хорошо». Потом я получила стипендию от немецкой земли Хессен и следующий фильм делала уже с тремя телеканалами Германии. Это случается очень редко, ведь я — молодой режиссер, к тому же иностранка. Получить работу от трех станций телевидения — это почти что чудо и большая ответственность.
— Речь идет о фильме «Один в четырех стенах»?
— О чем этот фильм?
— Фильм — о детях, которым не исполнилось еще и 14 лет, но они уже совершили преступления. Документальное кино об их судьбах и вопросах, которые волнуют таких детей. Что меня особенно поразило — многим детям жизнь в специальном учреждении закрытого типа, жизнь за решеткой нравится больше, чем жизнь на свободе. Главная тема этого фильма в том, что все видят в них преступников, а они, в первую очередь, просто дети.
— Почему именно «Один в четырех стенах» заслужил столько наград? Чем он отличался от остальных?
— Наверное, этот вопрос не ко мне, а к зрителям. Хотя я хочу в свою очередь сказать большое спасибо замечательной команде, которая работала над фильмом, и всем, кто мне помогал. С ноября 2009 года фильм выйдет в прокат в кинотеатрах Германии.
— А в России?
— Про Россию пока не знаю, тут другая система проката... Документальные фильмы редко идут в кинотеатрах.
— Как появилась идея фильма?
— Когда я в Челябинске работала тележурналистом на «Восточном Экспрессе», то снимала репортаж о детской преступности в спецшколе. В процессе работы я спросила
Американцы по-настоящему оценили фильм: никто не вышел в туалет
— Как выглядит рабочий день режиссера в тот момент, когда снимается кино?
— Самый сложный и самый длительный процесс — это подготовка к фильму. Это организация всего съемочного процесса. Еще очень длительный период — это время монтажа. Во время самих съемок все происходит очень быстро. «Один в четырех стенах» мы снимали 35 дней, монтировали 5 месяцев, а подготовка заняла почти два года.
— Публика разных стран одинакова или все же отличается?
— По большому счету, люди все воспринимают одинаково, но в Голландии удивило — публика увидела в фильме много смешного. Да, он снят с юмором, но чтобы люди так смялись — ни в одной стране такого не было. Финны, например, очень сдержанны — они весь фильм не проронили ни звука и были очень внимательны. Американцы, как мне потом рассказали, по-настоящему оценили фильм: никто даже не вышел в туалет. Это, оказывается, лучшая похвала.
— Александра, вы снимаете кино только о России?
— Ваши разговоры с Тарантино больше носили профессиональный характер?
— Я думаю, что никто из режиссеров не любит вести беседы о профессии. Выпив пару коктейлей, ты не хочешь говорить о работе. Да и, в принципе, ты не захочешь говорить о работе с таким режиссером. С ним можно говорить о чем угодно: как здорово кататься на Сандэнс-фестивале на горных лыжах и какой отличный коктейль смешивают в баре, но не о том, какая у тебя следующая работа.
— Кстати, каковы ваши ближайшие планы?
— Буду снимать другой мир, который называется Бурятия. Раньше времени не люблю говорить о проекте — вот сниму фильм, тогда и поговорим.
— Какие темы будут звучать в вашем творчестве?
— Разные. Я не отношусь к режиссерам, которые придерживаются только одной темы. Люблю экспериментировать и пробовать разное. Мне кажется, чем больше я попробую, тем больше смогу найти. В планах — снять романтическую комедию, мультик. Я человек, открытый к отношениям, к работе, к людям, к темам.
— Есть ли возможность у зрителей с вами общаться?
— Да, у меня есть свой сайт. Мне приятно общаться со зрителем, я всегда в поисках новых идей и сценариев. Буду рада сотрудничать.
— А вообще, можно научить снимать кино?
— Научить — дурацкое слово. Должна быть потребность снимать кино. И должна быть удача — нужно быть вовремя в нужном месте. И, конечно, талант. Иначе все превращается в домашнее видео. Я не люблю такое «творчество».
— Критика и мнение читателей влияют на ваше мнение?
— Я всегда слушаю, что мне скажут. А принимать или нет... Нужно все пропускать через себя. Что-то остается. Я не упираюсь, что черное — только черное. Оно может быть и темно-серым. Всегда прислушиваюсь к чужому мнению.
— Александра, как вы отдыхаете?
— Творчество — это целая жизнь, когда я занимаюсь любимым делом я не замечаю времени. А когда возникает пауза, я с радостью провожу время со своей семьей.
— Работа не мешает личной жизни?
— Многие говорят, что сложно совместить творчество и личную жизнь. Постоянные переезды, постоянные путешествия, съемки. К счастью, мне это удается.