«Трансформеры: Месть падшего» — один из двух самых долгожданных «номерных» блокбастеров лета. На случай, если кто-то ухитрился пропустить первый фильм, напомним, что там тинейджер Сэм (Шиа Ла Беф), обзаведясь первой в жизни тачкой — желтым «Шевроле Камаро», — обнаружил, что его машина обладает разумом и способностью превращаться в гигантского робота. Сам же он, во-первых, находится на передовой войны инопланетных железных гигантов – добрых Автоботов под предводительством Оптимуса Прайма и злых Десептиконов под предводительством Мегатрона, а во-вторых, имеет шансы заполучить в подружки первую красавицу района в исполнении Меган Фокс.
Грандиозный блокбастер с первым в мире специалистом по безмозглым удовольствиям Майклом Бэем в качестве режиссера, два года назад задал новые стандарты экшна, – выходя из зала, люди звонили друзьям, чтобы сообщить, что крутизну увиденного не описать словами. С тех пор «Трансформеры» стали главным пунктом в фильмографии Бэя («Армагеддон» и «Перл-Харбор» на их фоне померкли). Шиа Ла Беф был награжден стажировкой у Индианы Джонса в «Королевстве хрустального черепа». Ну, а голубоглазая брюнетка Меган Фокс с тех пор рассказывает в интервью, что очень хочет стать актрисой, которую воспринимают не только как девушку с календаря.
В «Мести падшего» герой Шиа Ла Бефа Сэм отправляется в колледж, хладнокровно оставляя пылиться в гараже и Меган Фокс, и преданного, как идеальный пес, трансформера-«Камаро».
Тем временем, железные дровосеки потихоньку готовят металлическую бойню во второй половине фильма. Пока добрые Автоботы сотрудничают с американской армией, злые Десептиконы понемножку наемничают у других стран — вроде Китая. Сомнительное равновесие нарушится, как только появится по-настоящему зловещий лидер. Вопреки путанице, которую намеренно разводили создатели фильма до премьеры, Мегатрон все-таки воскреснет, но в масштабах личности Падшего, гигантского древнего робота, болтающегося с коварными замыслами где-то в космосе, он – просто карманная собачка.
Первые «Трансформеры» были идеальным блокбастером, который наши далекие потомки будут изучать как образцово-показательный артефакт на спецкурсе по истории культуры. В нечаянном соответствии с религиозной аллюзией, пошедшей в винегрет «Мести падшего», второй фильм в припадке гордыни попытался превзойти это совершенство путем умножения.
В разы больше роботов, в разы больше экшна, на 50 миллионов больше долларов и, к тому же, покорены новые вершины идиотизма, хотя, казалось бы, выше уже не залезть.
На вкус корреспондента НГС.РЕЛАКС, вторые «Трансформеры» не только раздулись, но и лопнули — где-то на втором часу, кажется, в тот момент, когда пошел задушевный рассказ про «матрицу лидерства». Удивительно, но факт: сиквел всего на семь минут длиннее предшественника – но эти семь минут кажутся неделей. Первая половина фильма – типичное бэевское попкорн-удовольствие. Повышенный гормональный фон, школьный юмор, мультяшный пафос, истеричный маленький трансформер-шпион – плюс американские военные и роботы от души устраивают грандиозное шоу. Вторая же половина — та, которая по всем правилам должна стать пиком удовольствия, — хаотичная каша из «Пятого элемента», «Индианы Джонса», порнографических кувырков в песке, совсем уж детской комедии (про конские железные яйца гигантских роботов) и собственно обещанной металлической бойни вокруг египетских пирамид. Кажется, где-то в этой ожившей автосвалке бродит в поисках сценария – хотя бы на страничку — или других полезных рекомендаций, прекрасный, но ненужный Джон Туртурро в роли экс-агента, разжалованного в расфасовщики.
И да, кажется, в затянувшейся кульминации были и дико крутые моменты, и совсем уж суетливый и неряшливый хаос.
Но к этому моменту становится уже скучно и хочется, чтобы всех персонажей наконец-то уничтожили точечным ударом, а зрителей выпустили на свежий воздух. Можно, конечно, сказать, что единственное, чего стоит ждать от «Трансформеров», — это спецэффекты. Но ничего такого, чего мы не видели раньше, там не показывают, к тому же были куда более удачные, цельные и проходящие по категории «кино» фильмы-тренажеры для испытания зрителей на прочность («Спиди-гонщик», «Адреналин», да и те же первые «Трансформеры»). Ясно, что у вторых «Трансформеров» есть своя аудитория и сногсшибательные кассовые перспективы, но, предупреждаем, рассчитывайте свои силы и берегите голову.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru