На экраны вышел новый релиз мультипликаторов студии DreamWorks («Кунг-фу панда», «Шрэки», «Мадагаскары»). «Монстры против пришельцев» ― первый мультфильм, сразу и целиком сделанный в 3D. Ничем не примечательная, как и полагается положительной героине в начале фильма, Сьюзен собирается замуж за звезду провинциального ТВ. Он наоборот тип примечательно неприятный, но невеста, разумеется, этого не замечает. Пока девушка задыхается от нежности, взволнованно прогуливаясь возле церкви, где намечено венчание, ее сшибает с ног метеорит. Через несколько минут Сьюзен засияет нездоровым зеленым светом, увеличится в десятки раз и будет захвачена военными, которые спрячут гигантскую девушку на секретной базе.
В железном бункере со Сьюзен, переименованной в Гигантику, уже коротают свой век несколько таких же монстров: сумасшедший профессор с головой таракана, синее желеобразное нечто, недостающее звено эволюции (между рыбой и обезьяной) и всеобщий любимец-питомец — чудовищных размеров личинка бабочки, похожая на самые шизофренические образцы китайского игрушечного производства. Американское правительство придерживает монстров до экстренной ситуации — и она наступает, когда на Землю опускается гигантский инопланетный робот-зонд…
Иногда капустник бьет наповал (см. пингвинов с «Мадагаскара»), иногда — просто отрабатывает программу. На этот раз темой капустника взяли старую фантастику класса В. Журнально-живописные позы, которые принимает гигантская Сьюзан в белом бельишке и разинутые в панике рты публики копируют «Атаку 50-футовой женщины», случившуюся в 1958 году. Профессор-таракан когда-то повторил ошибку несчастного ученого из «Мухи». Громадная личинка же в свое время пыталась разрушить Токио.
Кроме того, поминаются спилберговский «Инопланетянин» (на одной из ракет, которыми военные пытаются остановить робота-зонд написано «E.T. go home»), кубриковский «Доктор Стрейнджлав» (идиот-президент и вояки), «День независимости» и прочие.
Впрочем, все цитируемое — уже до такой степени народное достояние и пародировалось уже так часто, что источники определить невозможно. Желеобразный синий монстр напоминает одновременно и еще одну фантастику из 1950-х ? «Капля», и Лизуна из «Охотников за привидениями», и «Корпорацию монстров», а еще он когда-то был генетически модифицированным помидором. Неясно также, кого пародирует яйцевидный робот-зонд — уродливая штука с клешнями по бокам: картонных захватчиков из старой второсортной фантастики или прекрасную ЕВА из пиксаровского шедевра?
То, что в последнее время почти все на свете изготавливается из цитатного вторсырья, некоторых зрителей огорчает. Но вообще-то стилизация, если звезды встанут верно, ? это в первую очередь фильм про любовь. Просто речь идет о любви не героя к героине или патриота к Родине, а о любви к старому кино (что может быть не менее мощным источником страсти и энергии фильма, чем вышеперечисленные виды любви).
Собранным из фантастических клише «Монстрам» не хватает ощутимой любовной химии, которая двигала создателями, скажем, «Небесного капитана и мира будущего» или Тимом Бертоном в не менее стебном «Марс атакует!».
В результате реверансы в стороны старых фильмов оказываются, скорее, соблюдением правил игры, чем настоящей радостью. Детям «Монстры» должны понравиться, а вот взрослым не стоит рассчитывать на нечто большее, чем простенький юмор, прилипшую к ноге гигантского робота синюю жвачку, кричащую «Я его держу!», и не слишком оригинальную, прямую, как палка, историю.
Кстати, на заметку родителям: «Монстры» весьма трепетно относятся к приличиям и, в отличие от «Мадагаскаров», не позволяют себе шуток про задницы, а тем более — реплик в сторону взрослой аудитории. Даже в рискованной теме взаимоотношений крошечного мужчины и гигантской женщины (риски продемонстрированы во вставной новелле в альмадоваровской «Поговори с ней» и одном уж совсем недетском рассказе Чарльза Буковски, да и в неадаптированной версии «Путешествий Гулливера») «Монстры» блюдут идеальное целомудрие и никому не подмигивают.
Дожидаться DVD или смотреть «Монстров» в обычной версии не стоит, лучше увидеть 3D версию.
Потому что трехмерность нового релиза Dreamworks — единственное, что в нем действительно цепляет: и в решающие моменты, когда все рушится и летит зрителю в лицо, и в лирические моменты, когда прямо перед вашими глазами тихо опадают осенние листья. Игрушка, конечно, с конвейера, но дизайн эффектный.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru