У «Интернэшнл» - многообещающий набор имен в резюме. Клайв Оуэн («Город грехов», «Дитя человеческое», «Пристрели их») – один из лучших среди насупленных и небритых, похмельных на вид ангелов справедливости. Наоми Уоттс («Маллхоланд Драйв», «Кинг-Конг») – хорошая подружка для главного героя. Режиссер Том Тыквер до этого снимал исключительно фильмы, которые, понравившись или не понравившись, врезаются в память целыми кусками, как расколотое стекло («Беги, Лола, беги», «Принцесса и воин», «Рай», «Парфюмер»). Чтобы устроить бешеное по динамике и адреналину кино в «Лоле» Тыкверу не потребовалось взрывать Берлин – поэтому ясно, что «Интернэшнл» за глаза хватит бюджета в 50 млн долларов, чтобы от него не раз захватило дух.
Агент Интерпола Луи Сэлинджер (Клайв Оуэн) уже давно и упорно дергает за ниточки ведущие к крупному банку, подозреваемому в сотрудничестве с организованной преступностью. Под ноги ему то и дело вываливаются то убитый коллега, то мертвый банкир. Постепенно Сэлинджер осознает, что следы ортопедического ботинка (отпечатки, которого обычно находят на месте каждого нового преступления) ведут не столько к коррупции в отдельно взятом банке, сколько к неутешительной сущности миропорядка в целом…
В интервью создатели «Интернэшнл» называют источником вдохновения великие параноидальные триллеры 1970-х – «Марафонца», «Три дня Кондора» и так далее. Как сейчас нервозность и неуютность 70-х выкристаллизовывают из «Трех дней Кондора», так и «Интернэшнл» весьма пригодится потомкам, интересующихся духом нашего времени. В конце концов, это - история про банкиров, запускающих холеную руку в войны и политику по всему миру, контролирующих все – от полицейских расследований до судебных процессов.
Но параноидальный страх перед мировым злом в «Интернэшнл» еле жив. Диалоги и агентурно-заговорщицкие дела в фильме упорно клонятся в сторону пионерской повести про шпионов: речь персонажей неправдоподобна, зато возвышенно пафосна. Опытный агент, героиня Наоми Уоттс в ужасе распахивает глаза, услышав, что война – для кого-то дело прибыли (можно подумать, что барышню по ошибке завербовали только вчера, а до этого она шила платьица для той-терьеров). Клайв Оуэн – в идеальной для него роли – тоже местами переигрывает в праведное возмущение до ощутимой фальши.
Карикатурность проклятых буржуев-банкиров подчеркивается веером разнообразных акцентов (зло же – международных масштабов) – и это усугубляется утрированным русскоязычным дубляжом. Время от времени появляется совсем уж мультипликационный африканский гость с манерами диктатора-людоеда, ищущий денег на переворот в своей демократической республике. А на конспиративных встречах не хватает только журнала «Огонек» и букета гвоздик.
Равнодушие к сюжету и режущие ухо диалоги подтачивают, но не могут разрушить окончательно убедительную атмосферу «Интернэшнл». Кажется, что Тыкверу вообще неинтересно снимать разговорные-переговорные эпизоды. Зато у него великолепное чувство погони, измотанности от бессонных ночей и самого воздуха большого города – муравейника из стекла, бетона и уличной толпы.
Вырвавшись на улицу фильм немедленно обретает нужный ритм и дух. Герои «Интернэшнл» (особенно – Оуэн) прекрасны, когда они молчат и не выражают нахмуренными бровями беспокойство за судьбы мира, а действуют на чистых инстинктах. Смешиваются с миллионами жителей и гостей Нью-Йорка, Милана и Стамбула. Молча, торопливо пробираются через толпу за объектом слежки, грозящим вот-вот навеки выскользнуть из рамки кадра. Или бегут через оживленный дорожный трафик. Или стреляют.
Долгую раскачку фильма, который чуть ли не час отказывается бросить зрителю действительно соблазнительный крючок, пафосные и неправдоподобные диалоги, все это можно потерпеть ради потрясающей перестрелки в музее Гуггенхайма во второй половине фильма.
Раскручивающаяся по гигантской спирали галереи музея, разносящая вдребезги экраны с видео-артом, стеклянный потолок и туристический покой перестрелка – в смысле искусства крутого боевика – стоит уха Ван Гога. Или уха Клайва Оуэна. Давно экшн-герои не устраивали такой великолепный по напору и стильной хореографии погром во имя справедливости.
Ну, а самой остроумной находкой сценария является то, что по итогам победителем выглядит не борьба за правду, не циничная геополитика, а, казалось бы, несовременная вендетта с лаконичной репликой по-итальянски. По стамбульской крыше проходит тень крестного отца и небрежно смахивает вроде бы актуальную, но совершенно неубедительно поданную конспирологию «Интернэшнл».
Елена Полякова