Два приговора по громким делам прозвучали за последнее время в Красноярске: 10 лет строгого режима депутату Глискову и условные сроки экс-чиновницам Минсоцполитики края — Пашиновой и Калягиной. Глисков, по версии следствия, вытянул миллион из главы «КрайДЭО» Самеда Юсубова (который и сам недавно был подсудимым). Пашинова с Калягиной печально прославились из-за «дела о чайниках для ветеранов ВОВ». Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева поделилась мнением — какие выводы можно сделать из приговоров по громким делам. Далее — от первого лица.
— Сложно удержаться и не сравнить приговоры Александру Глискову и Галине Пашиновой: оба вынесены в одном и том же Центральном суде Красноярска с интервалом в одну неделю, оба — в отношении государственных деятелей. В обоих случаях речь идет о каких-то махинациях.
Вот только махинация Глискова касалась Самеда Юсубова — человека со сложной репутацией. Он сам был фигурантом уголовного дела и избежал наказания, похоже, из-за неповоротливости правоохранительной системы. Его дело прекратили из-за истечения срока давности.
И вот Юсубов заявил в суде, что в 2017 году (или около того) Глисков вымогал у него деньги. А что молчал-то столько лет? И почему сейчас заговорил?
Не потому ли Юсубов вылез со своими показаниями осенью прошлого года, что именно тогда Глисков занял второе место на выборах губернатора? Можно как угодно относиться к Глискову, но никто в Красноярске не может отрицать, что он пользуется реальной, не придуманной народной поддержкой. Может, он просто стал неудобен, как очень популярный политик из пусть и системной, но всё же оппозиции?
Смотрите, что получилось: в мае 2023 года Юсубова задержали по подозрению в махинациях во время работы в «КрайДЭО». В сентябре прошли выборы. В ноябре задержали Глискова. Юсубов дал на него показания. И в феврале дело Юсубова прекратили.
Кстати, показания Юсубова поддержал экс-депутат Сергей Титов — уголовник, отбывающий прямо сейчас 8 лет строгого режима. Тут надо понимать, что человек «на зоне» находится в полной власти системы. И если к нему придут правоохранители и попросят дать на кого-то показания… Как вы думаете, у заключенного хватит смелости отказать?
И вот Глисков получил 10 лет «строгача». И какой вывод? Не состоишь в партии власти — не высовывайся?
А теперь разберемся, какой сигнал нам шлет приговор Пашиновой.
«Дело о чайниках» впервые зазвучало шесть лет назад. 29 мая 2018 года в краевом Минсоцполитики прошли первые обыски. Связаны они были с госконтрактами на покупку подарков ко Дню Победы, в том числе для ветеранов ВОВ. Министерство планировало купить для них электрочайники, хлебопечи, пароварки, утюги, блендеры, соковыжималки и автоматические тонометры.
Вот только Галина Пашинова и ее коллеги решили закупить технику без торгов. Поставщик попался не случайный: хозяин фирмы «Ники» — это брат мужа Ольги Гилёвой, начальницы одного из отделов министерства.
На сайте краевого УФАС можно найти интересный документ, появившийся еще до уголовного дела. Там видно, что в марте 2018 года Министерство (читай — Пашинова) подписало с «Ники» ряд контрактов на поставку техники на 2 миллиона 363 тысячи рублей. Уже в середине апреля Министерство перевело деньги поставщику. А дальше произошло вот что:
«При формировании 26.04.2018 индивидуальных подарков для вручения ветеранам Великой Отечественной войны была выявлена пересортица поставленного товара и недопоставка товара <..> В связи с выявленной пересортицей и отсутствием возможности в короткий срок поставить необходимую бытовую технику ООО „Ники“ <..> возвратило перечисленные Министерством денежные средства в размере 2 198 600 рублей», — написано в решении УФАС.
Получается, должны были закупить техники на 2,3 миллиона, а в реальности закупили примерно на 2,2. И назвали это деликатными словами «пересортица» и «недопоставка». Правда, деньги быстро вернули, но есть нюанс: фигуранты уже знали, что по ним идет проверка — об этом нам сообщили в прокуратуре. Может, потому они и поторопились вернуть средства?
А вот что конкретно представляла собой «пересортица»: по версии следствия в документах были чайники по 6900 рублей, а в реальности по 1500. Дальше выяснилось, что и в 2017 году была подобная закупка «подарков ветеранам» без торгов у тех же коммерсантов.
Ольга Гилёва единственная заключила досудебное соглашение и уже в 2020 году получила свои три года условно. Остальные фигуранты по сей день настаивают на своей невиновности. В результате Пашинова получает 3 года 10 месяцев условно по статье «Превышение должностных полномочий». Ее заместительница Наталья Колягина и три коммерсанта из ООО «Ника» проходят по статье «Мошенничество». Колягина получает 6 лет условно, а бизнесмены — от 3 лет 8 месяцев условно до 4 лет 6 месяцев условно.
И снова государство словно намекает: если ты человек системный — можешь отделаться условочкой.
Но есть тут и еще один сигнал, который система вряд ли пока рефлексирует. Это сигнал будущим ветеранам. Такой жирный намек участникам боевых действий: однажды вы вернетесь ветеранами, а на вас смогут наживаться «системные человечки».
А вы согласны с автором?
Больше новостей — в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.