Сама идея выхода на экраны «Самого лучшего фильма-2» казалась анекдотом до последнего момента. Хотя предыдущий фильм оказался третьим по итогам сборов российского проката в 2008 году (разделив тройку лидеров с продолжением «Иронии судьбы» и «Адмиралом») — он же поставил и рекорд по обвалу посещаемости во второй уик-энд (благодаря негативным отзывам даже от целевой аудитории). Тем не менее, кинолюбители из телевизора выпустили вторую полнометражку (и поговаривают о третьей). Если толпы покорно пойдут в кинотеатры и на сиквел, это нужно будет признать лучшей шуткой Comedy Club (а у зрителя не останется никакого морального права ругать отечественное кино, потому что он его исправно финансирует).
В трейлерах «Самого лучшего фильма-2» создатели делают уникальный трюк — давят на жалость, извиняются за вчерашнее, обещают все осознать и больше так не делать. Действительно, новый фильм старается избавиться от всего, за что критиковали старый. Как и прежде, сценарий написали резиденты Гарик Харламов и Артак Гаспарян. Но — надо думать, по заявкам зрителей, — юмористические миниатюры попытались увязать в сквозной сюжет. Чтобы на этот раз получилось больше похоже на кино, позвали имеющего опыт съемок этого самого кино режиссера Олега Фомина. В резюме режиссера Фомина есть тепло принятая комедия «День выборов» (но уже там было видно, что режиссер аккуратно переносит на пленку спектакль, обеспеченный актерами и драматургически материалом, не особо обогащая его новыми кинодостоинствами).
Главные объекты пародии в новом фильме — «12», «Мы из будущего», «Ирония судьбы-2» и «Жара». Из «Жары» позаимствовали сюжетную канву: за столиком кафе собираются Моряк (Гарик Харламов), Актер (Тимур Батрудинов), рэпер Димати (Дмитрий Хрусталев) и Мажор (Олег Верещагин), сын нефтяного олигарха (Александр Баширов). Мажор незамедлительно (и не переставая глупо улыбаться) попадает в крупные неприятности, и друзьям нужно до конца рабочего дня добыть миллион евро. В поисках денег они отправятся по местам боевой славы отечественного кино. В школьный спортзал, где 12 истеричных мужчин часами не могут прийти к вердикту — кому идти за второй бутылкой; в питерскую квартиру на улице Строителей, где женщины уже много поколений продолжают свой род благодаря заезжим алкоголикам из Москвы, и так далее.
Плюс подлинный ад кромешный — Актер за деньгами отправится в коридоры Останкино, где Усама бен Ладен, покидая кастинг «Дома-2», бормочет: «Сказали, что для этой программы я слишком гуманен».
Дискуссии о свежих российских кинопародиях породили прямо-таки прикладную науку, оперирующую бесконечно малыми величинами. Что удалось чуть больше: «Самый лучший фильм» или «Гитлер капут»? Новый или старый «Самый лучший»? Лучше, конечно, вспомнить о том, что жизнь коротка — и время, затраченное на выяснение, действительно ли новый фильм от резидентов Comedy Club так плох, как все говорят, в финале этой жизни никто компенсировать не собирается.
Если же продолжить исследования, то новый фильм куда больше похож собственно на кино, чем предыдущий; у него есть сюжет и вообще он уже не просто беспомощно машет резиновым членом, а время от времени вполне точно попадает в мягкое место пафосных «12» и продуктовой корзинки в «Иронии судьбы». Но, с другой стороны, все, что происходит на экране (от мимики резидента Верещагина до вывески «Кафе «Какое-нибудь», появляющейся после предложения «сходить в какое-нибудь кафе»), по-прежнему мучительно отдает самодеятельностью любительской постановки.
Хронометраж и в новом фильме неукротим — от сомнительной теории о том, что если фильм в двадцать раз длиннее сценки в Comedy Club, то и каждой отдельно взятой шутке нужно уделять в двадцать раз больше времени, не отказались.
В итоге даже славные, в общем-то, идеи, губит неумение вовремя остановиться. Фраза «Здравствуйте, я — алкоголик из Москвы», вводящая питерских дев в любовный транс (и плевать на жениха-радиста Ираклия), могла бы войти в повседневную речь в качестве приветствия, но успевает надоесть уже на середине затянувшейся сценки. Сатирический экскурс в эпоху бородатой женщины Екатерины Второй (Михаил Галустян), играющей в боулинг с подданными вместо кеглей, таит в себе прямо-таки монтипайтоновский потенциал, но почему-то снова вгоняет не в смех, а в скуку.
Спрятанный за титрами Федор Бондарчук, за охапку долларов называющий искренне осчастливленного Харламова «русским Джимом Керри», — тоже симпатичная самоирония над стратегиями раскрутки наших ответов проклятому Голливуду, но до нее досидят не все зрители.
Сортирного юмора стало меньше: в новом фильме резиденты ведут себя аккуратненько — как дебоширы, которых один раз выгнали за непристойное поведение, но потом пустили обратно с испытательным сроком. Но пристойность никак нельзя считать добродетелью для наглой и отвязной кинопародии. Предыдущее кино от резидентов Comedy Club признали мировым злом — это, знаете ли, даже романтично. Свежее вызывает только равнодушие (и время от времени — улыбку), что для злободневной пародии от людей с репутацией нахалов — смерти подобно. И еще — корреспондент НГС.РЕЛАКС твердо уверена, что истинные художники чудовищного кинотрэша не должны извиняться ни при каких обстоятельствах, что бы там ни рекомендовали пиарщики.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru