Группа «Рондо» была основана в начале восьмидесятых Михаилом Литвиным. Солист коллектива Александр Иванов пришел в группу позднее, и музыканты до сих пор считают датой рождения своего вокально-инструментального ансамбля 1986 год. Музыкальные программы коллектива объединяли самые различные направления — рок, рок-н-ролл, глэм-рок, электропоп, фьюжн, джаз, что и заинтересовало руководителя московского музыкального центра Стаса Намина. Он стал продюсером группы. С помощью Намина музыканты «Рондо» стали первыми советскими рокерами, побывавшими в США с миссией мира. Американская пресса, широко освещавшая пребывание музыкантов, в течение месяца публиковала материалы о группе только на первых полосах «Нью-Йорк таймс» и «Дейли ньюс», а канал MTV видеоклип с участием «Рондо» транслировал через каждые два часа. И это в советское-то время!
Нужно отметить, что в творческой биографии Александра Иванова всегда было много интересных концертов — от мероприятий с весьма экзотическими названиями в честь Нельсона Манделы на Анандских островах до фестиваля «Воссоединение народов Аляски» в проекте Дикси Пилтчера с последующими совместными гастролями по США. Чего стоят только одни названия мероприятий — в 1989 году фестиваль «Армения Эйт» в Японии в пользу детей, пострадавших от землетрясения в Армении, в 1991 — тур по России с «Харлей Дэвидсон». По мнению современных музыкальных критиков, солист группы «Рондо» Александр Иванов и в начале 21 века является одним из лучших представителей российской рок-сцены. Через три года Александру Иванову предстоит отметить сразу два дня рождения — пятидесятилетний юбилей и 25-летие «Рондо». Недавно мне удалось встретиться с музыкантами группы «Рондо» и Александром Ивановым. Пока коллеги Александра чудили на сцене и колдовали на саунд-чеке с аппаратурой, мы успели побеседовать о многом:
— Александр, в этом году ВИА «Рондо» исполняется 22 года. С какими итогами вы встретите данное событие?
— У нас есть много планов в записи новых песен, в записи разных режиссерских проектов на телевидении. На НТВ в сентябре стартует очень интересный телевизионный проект, в котором звезды России будут воевать со звездами СССР. Я буду представлять сборную России. Ну и, конечно, если у нас будет спонсор, мы устроим какое-нибудь грандиозное шоу в Кремле.
— Насыщенная гастрольная жизнь приносит свои плоды?
— Конечно, приносит. В основном — финансовые. У нас непростое время, непростой век и хотелось бы, чтобы тылы были прикрыты. Финансовое благополучие нас всех сегодня беспокоит, в том числе и меня.
— Читая вашу биографию, я заинтересовалась одним вопросом. С 1992 вы одновременно работаете на традиционных «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой и гастролируете по Америке, а в 1994 вообще уезжаете в тур по Юго-Восточной Азии: Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Таиланд… Каким образом у вас проходило такое большое количество гастролей за рубежом и почему в России их было значительно меньше?
— …А у вас хорошая осведомленность! Очень приятно, что вы читали мою биографию. Я бы не сказал, что в России меньше гастролей было. В России всегда концертов было больше, чем за рубежом! Перестройка и постперестроечное время просто дали свои плоды в тот период — было затишье, да. И мы часто принимали участие в проектах по продвижению русской культуры за рубежом, являясь одной из групп, принадлежащих музыкальному центру Стаса Намина. Наш продюсер Стас Намин продвигал нас за границу вместе с такими группами как «Парк Горького», «Бригада С» Гарика Сукачева, «Лига блюза», «Альянс». После того, как в СССР рухнул железный занавес, возник очень большой интерес к русской культуре. И очень много зарубежных промоутеров стали приезжать в Москву, начали приглашать те или иные группы в разные страны. Поэтому наряду с российскими гастролями очень большое количество времени мы проводили в зарубежье.
— После одного года службы в качестве заряжающего танка Т-55 вас как будущего музыканта перевели во внештатный оркестр, где вы и познакомились с барабанщиком Николаем Сафоновым. Вам довелось играть на построении полка, а также на фестивалях, где выступали военные ансамбли из Чехословакии, Польши, Германии. Именно в это время впервые возникло профессиональное ощущение сцены?
— Сейчас Николай в нашей группе уже не работает. Но мне очень приятно, что он был ведущим барабанщиком долгое время в нашей группе. Все, что касается ощущения сцены — все это случилось немного раньше, еще до армии. Армия помогла мне определиться с моим жизненным кредо и выбором профессии. После армии я понял, что не спорт, а музыка являются делом, которое будет сопровождать меня по жизни. Но, конечно, лучшие годы были отданы армии. Самое лучшее время было, к сожалению, потеряно там… в германском городе Плауэне, в группе советских войск. Поэтому, когда я вернулся со службы, я еще какое-то время позанимался своим любимым видом спорта, но понял всю бесполезность и бесперспективность этого дела и уехал с группой «Радуга » на гастроли по Казахстану.
— В начале «литвиновского» периода «Рондо» играла рок-н-ролльные, хард-роковые и инструментальные джаз-роковые композиции и вскоре выпустила первый удачный альбом под названием «Турнепс». Но только когда в 1996 году коллектив отметил десятилетие творческой деятельности, вам удалось на московской студии «Монт» записать свой персональный сольный альбом…
— Да, сольный альбом вышел не так скоро, как того хотелось тогда. Однозначно об этом вспоминать сложно. Целая эпоха… Все, что касается моего сольного творчества, этот период начинается с моей ранней работы 1992 года, когда на студии Аллы Борисовны Пугачевой была записана песня на стихи Марины Цветаевой «Я зову дождь». Уже позже вышли и другие запоминающиеся альбомы — одноименные сольные проекты «Грешной души печаль» в 1998 и «Когда вырастут крылья» в 2000.
— Говорят, что к одному из дней рождения группы был приурочен выпуск денежных знаков с вашим изображением…
— Все гораздо проще. Мы праздновали наш юбилей с группой «Рондо» и на песне «Мама, баксы давай» сбросили на головы зрителей большое количество фальшивых долларов с нашим изображением. На каждой купюре был изображен один из участников коллектива.
— Верно ли, что «Deep Purple» и «Led Zeppelin» оказали на вас главенствующее влияние?
— Абсолютно верно, поскольку именно эти группы были моими абсолютными учителями в профессии. Особенно солисты этих групп Роберт План и Ян Гиллан. Я долгое время совершенствовал свой вокал, учился различным приемам у них. Кроме того, моим заочным учителем была еще прекрасная певица Дженис Джоплин.
— В детстве вы были одаренным ребенком. Да и отличный слух был дан от природы…
— У меня всегда отмечали исключительную музыкальную память. Думаю, что во многом все судьбоносное, слава богу, определилось уже в детстве. Хотя не сказать, что слух был исключительным или абсолютным. Но, наверное, если до сих пор занимаюсь своим любимым делом, в детстве и музыкальный слух, и память имели отношение к музыкальному направлению.
— Ваши видеоклипы снимает видеооператор Дмитрий Захаров. В его послужном списке много документальных и художественно-публицистических работ. Есть ли в ваших общих планах создание документального фильма о группе «Рондо»?
— Дима Захаров поучаствует и окажет всесильную помощь в этом вопросе. Но наш клавишник и компьютерщик Светослав Куликов является видеооператором наших путешествий. Он — человек, ведущий видеолетопись коллектива. У него скопилась много материала. В этом или следующем году какие-то идеи по документалистике мы представим в Интернете на всевозможных порталах типа Youtube.com, а также на нашем форуме A-ivanov.ru/forum можно будет увидеть много документального видеоматериала о наших гастролях и путешествиях.
— Большинство текстов стихов и музыки группы «Рондо» вы пишете сами. Расскажите о своих коллегах. Кто приложил руку к вашей «творческой эволюции»?
— Нашим большим другом всегда был Игорь Матвиенко. Такие композиции как «Бледный бармен», «Земной корабль» и «Я тебя недолюбил» были исполнены нами в далеких восьмидесятых при его активной помощи. Карен Кавалерян, Александр Шаганов, Леонид Дербенев только сотрудничали со мной. А таких одаренных людей, сотрудничающих когда-либо с нами — более тысячи. К моему становлению непосредственно, а также продвижению моего имени и бренда приложили руку наша примадонна Алла Борисовна Пугачева, Стас Намин и Михаил Эвен. Помогал нам в свое время еще великолепный ведущий Юрий Николаев.
— Альбом «Грешной души печаль» вы создавали совместно с певцом и гитаристом Сергеем Трофимовым (творческий псевдоним — Трофим)?
— Когда мы сотрудничали с Сергеем Трофимовым, он не был тогда еще исполнителем. А был… начинающий продюсер, композитор и поэт Сергей Трофимов. Сергей любезно предложил определенное количество песен, некоторые песни я исполнил. Большое спасибо ему за это.
— Удивительно, но в начале 80-х в «Рондо» работала Наталья Ветлицкая. Почему она ушла?
— Да, целый год в начале своей творческой карьеры Наташа работала в нашем коллективе на подтанцовках. Вместе со Светланой Колесниковой.
— ?!
— Девочки создавали определенный образ — в школьном платье и черных очках с автоматами в руках. Достаточно интересное шоу у нас было. За что Наташе также большое спасибо. А уже потом, когда она почувствовала, что готова к сольной работе, Наталья покинула наш коллектив и стала заниматься сольной карьерой.
— Вы тоже прошли довольно тернистый путь на эстраде — из группы в группу. Довелось поработать солистом в Московской группе «Радуга» при Кзыл-Ординской филармонии, музыкальных коллективах «Алло», «Аэропорт», «Кратер», были солистом в группе Владимира Мигули «Монитор».
— Мы работали вместе — группы Александра Барыкина «Карнавал» и «Монитор» Владимира Мигули. У нас была аппаратура, у Барыкина — популярность. Поэтому два коллектива вместе и работали. С Сашей Барыкиным нас до сих пор связывают тесные теплые отношения. Но в моей биографии было и много промежуточных коллективов как шоу-группы «Ветер» и «Поздно». Но о них я редко вспоминаю, поскольку они были отдельными проектами. Только группа «Монитор» заслуживает серьезного отношения, поскольку это был все-таки коллектив самого Владимира Мигули, мы много гастролировали и много интересных песен написали в 1985 году. А все остальные коллективы… Это были мелкие творческие коллективы, такие... творческие проекты, которые очень быстро создавались и еще быстрее распадались.
— По аншлаговым концертам в десятитысячных залах во времена СССР не скучаете?
— Еще как! Вы знаете, тогда вообще у людей была возможность ходить на концерты часто. Потому что при зарплате 120–150 рублей, два рубля за концерт любимого артиста всегда мог заплатить каждый. Поэтому стадионы и были заполнены, и люди очень любили ходить на «живых артистов». Сегодня — время сложнее. Поэтому, если сравнивать, мне ближе, конечно же, та эпоха.
— Жонглирование микрофонной стойкой, шпагаты, кульбиты и «колесо» в сочетании с ярким тенором делали вас индивидуальным и незаменимым солистом?
— Это так критики считали. Для меня всегда было приемлемым сценическое воплощение тех качеств, которые были заложены во мне, когда я занимался спортом. Мне было интересно динамично двигаться по сцене, употребляя гимнастические элементы. Да и вообще хотел, чтобы на сцене спортивное прошлое чувствовалось… Интересно демонстрировать свое умение!
— Александр, а правда, что ваша группа впервые в стране, выступая «живьем», применила ритм-компьютер?
— Нельзя сказать, что мы были уж самыми первыми. Тогда многие команды, такие как «ЭВМ» во главе с Сашей Смолгиным, «Форум» с Виктором Салтыковым, «Электроклуб» были уже знакомы с новой техникой. Многие работали. Мы были одним из первых авангардных коллективов, которые тоже применили компьютер. Но применяли мы его недолго, потом почти сразу мы перешли на электронные барабаны «Пэдэ» со специальными программами. Это было время недолгого эксперимента с электронной музыкой — буквально год-два. После отъезда Михаила Литвина за границу мы начали играть совершенно иную музыку, стали играть глэм-рок, приблизились к ритм-н-блюзовой манере.
— На данный момент какой состав в группе?
— Барабанщик Анатолий Шендер, гитаристы Сергей Володченко и Игорь Жирнов, бас-гитарист Дмитрий Рогозин, клавишные инструменты и компьютер — Светослав Куликов. И я, солист Александр Иванов (смеется)…
— Сейчас вы входите в состав сборной звездной команды по боулингу «Алекс»?
— Да, конечно. Этой весной моя команда «Звезданутые пчелы», которой я очень горжусь, завоевала малый кубок. В следующем сезоне попробуем побороться за большой кубок.
— А в детстве вы лично, Александр, достигли титула мастера спорта по дзюдо и, получив черный пояс, неоднократно становились чемпионом Москвы, участником первенств СССР и призером различных соревнований…
— …У-гу.. А потом меня забрали в армию. И два года из жизни было потеряно, на этом моя спортивная карьера и закончилась.
— Тем не менее вы играете в футбольной команде эстрадных звезд России «Старко», участвуя в уникальном футбольно-концертном шоу и гала-концерте после каждого матча.
— Да. Недавно играли вместе с итальянцами — звездами итальянской эстрады, с такими замечательными артистами как Риккардо Фолио, Куба. Платину у них выиграли на «Локомотиве». Игра транслировалась на всю страну, после был благотворительный концерт, деньги были перечислены для детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении. А так… в команде играю всегда, по мере того, как меня приглашают.
— Когда играете в провинции с российским противником, оппонентами в этой игре всегда являются представители властных структур субъектов Российской Федерации?
— По-разному. Иногда, чтобы устроить хорошее шоу, администрация того или иного города часто приглашает ветеранов этих городов или республик, нынешних действующих футболистов. Иногда против нас выставляют достаточно сильную команду действующих профессиональных футболистов! Тогда приходится нам нелегко… Но сражаемся! После этого всегда прекрасное шоу происходит, концерт, дарим детям подарки и дорогостоящие ваучеры для лечения за границей. Наше шоу — всегда хороший подарок городу. Зрителям городов. Мне нравится такое шоу. Нравится, когда в одной программе участвуют пятнадцать или тридцать человек твоих друзей, когда есть возможность поделиться с ними какими-то новостями, увидеться с теми музыкантами, которых долгое время не видел. Это хорошее времяпрепровождение!
— В 2004 году радиостанция «Авторадио» пригласила вас принять участие в длительном автопробеге «Владивосток–Москва», приуроченном ко Дню автомобилиста. Целый месяц вы вместе с друзьями-артистами Виктором Салтыковым, Мариной Хлебниковой, Валерием Сюткиным и Алексеем Булдаковым колесили по стране и бездорожью, радуя своим творчеством жителей нашей страны. Вам по душе подобные «междусобойчики»?
— По душе. Мне всегда очень нравились автопробеги, какие-то «сходнички» друзей, участие в каких-то необыкновенных проектах. Всегда с удовольствием принимаю в них участие. Потому что это привносит немного адреналинчика в жизнь и дарит новые приключения.
— Принимая участие в культурной программе за рубежом, удалось обзавестись друзьями?
— Не удалось. Друзьями мы обзавелись гораздо позже, когда уже стали выездными. А чтобы долго дружить, вы же понимаете, нужно ездить друг к другу в гости. Или гастролировать вместе. Но были определенные переговоры с Тедди Мани на предмет нашего тура по США, планировался дуэт с Брайаном Адамсом. Но пока, к сожалению, ситуация не позволила нам сделать совместный дуэт на композицию «С христовым рождеством». Вели переговоры с Клаусом Майне — солистом группы «Скорпионс». Я не могу сказать, что с кем-то из зарубежных артистов мы являемся закадычными друзьями, но знакомства и приятельства — да, есть. А вот другом пока назвать никого не могу.