«Хэнкок» — пародийное кино о вечно молодом, вечно пьяном супермене сомнительного морального облика. Бюджет в 150 миллионов долларов (даже учитывая дороговизну Уилла Смита в главной роли) обещает зрелищные моменты. Ну, а трейлер обещает бездумную и отвязную комедию — там, например, есть сценка, в которой суровые уголовники разом обретают веру и начинают потрясенно креститься, увидев, как Хэнкок (Уилл Смит) целиком засунул голову одного тюремного авторитета в задницу другого. Мужик сказал — мужик сделал. А вот сам фильм свои обещания выполняет не до конца.
В начале фильма Хэнкок — пьяный небритый полубомж — дрыхнет на лавке посреди лос-анджелесской улицы, надвинув на глаза вязаную шапочку. Продрав глаза, он тут же шлепает по попке проходящую мимо девицу, чтобы услышать привычную реплику «Урод!». «Уродом» Хэнкока называют не только за пьяные выходки, но — как это обычно и бывает — за то, что он не такой как все. Кто-то наверху — непонятно зачем — наделил его нечеловеческой силой и умением летать. От свалившейся на него сверхчеловеческой ответственности Хэнкок не погружается в гламурную печаль, как Бэтмен, а отдыхает по-простому — с литровым «пузырем». И при этом, пусть и нехотя, кое-как выполняет свои супергеройские обязанности. Летит с похмелья на место действия, сбивая по пути головой рекламные щиты и углы небоскребов. Все это смутно напоминает наши отечественные, рассказываемые со смесью возмущения и гордости, профессиональные байки-анекдоты про полупьяных, грубых, работающих в условиях, не предусмотренных инструкциями, специалистов-пофигистов, которые в итоге все-таки делают то, что и должны. Спасают, лечат, чинят и так далее.
В результате спасаемые ненавидят своего защитника, городские власти просят убраться «например в Нью-Йорк», а телевизионные комментаторы вопрошают: «Доколе?».
Вот, например, однажды вместо того, чтобы аккуратно поднять и перенести застрявшую на рельсах машину, в которую вот-вот врежется поезд, Хэнкок устраивает две кучи: одну — из автомобилей, вторую — из вагонов. В спасенной, хотя и помятой, машине сидит уже успевший мысленно попрощаться с жизнью и любимым семейством пиарщик (Джейсон Бейтман — «Джуно», «Королевство»). У пиарщика есть то, что вообще-то полагалось бы иметь Хэнкоку, — мессианский комплекс и высокие идеалы, — он уговаривает фармацевтических боссов раздавать лекарства нуждающимся даром. Бизнесмены крутят пальцем у виска, и совестливый пиарщик переключается на Хэнкока, предлагая ему помощь в улучшении супергеройского имиджа.
В ход идут правильные реплики (полицейских, суетящихся на месте бедствия, нужно похвалить за мужество, а перед тем как вынести с линии огня раненую женщину, у нее нужно спросить разрешения — дабы не возникло подозрения в сексуальных домогательствах). Также имиджу Хэнкока должен помочь малопристойный обтягивающий суперменский костюм. Но самое главное — Хэнкок должен отсидеть срок за все, что успел натворить, и пройти курс психотерапии. Хэнкок на все соглашается, а на него тем временем очень странно посматривает супруга пиарщика (Шарлиз Терон)...
В первой половине ленты к «Хэнкоку» практически не придраться. Вы хотели приятно и бездумно отдохнуть под зрелищную комедию с Уиллом Смитом? Посмотрите, как Хэнкок со смачным хрустом врезается в очередной небоскреб. Хотелось стеба? По духу (с отчетливым запахом перегара) «Хэнкок» (правда, только в самые лучшие моменты) немного напоминает «Плохого Санту» чудесного Терри Звигоффа. Даже главный урок подрастающему поколению Санта Билли Боба Торнтона и Хэнкок Уилла Смита дают один и тот же: если тебя в школе достают мелкие садисты, не подставляй вторую щеку — лучше подставь под их яйца коленку.
И нарочито грубоватый, с камерой, по-репортажному суетящейся вокруг места действия стиль режиссера Питера Берга («Королевство») истории про неуклюжего хмурого супермена очень к лицу. И асоциального типа положительный Уилл Смит играет со всей отдачей и усиливающей комический эффект серьезностью.
Вся беда в том, что благодатная идея комедии про похмельные выходки плохого Бэтмена и попытки его перевоспитания надоедает создателям «Хэнкока» раньше, чем зрителям, и где-то во второй половине фильма они внезапно запускают совсем другое кино.
И «Хэнкок» обращается в густо залитую пафосом мелодраму. Пафос, впрочем, комиксовый, поэтому будет и другой обязательный жанровый признак — финальная баталия с главным злодеем. И на Шарлиз Терон, в очередной раз успешно доказывающую, что она не просто красавица, — она еще и сыграть может все что угодно, — дадут наглядеться. Один словом, все как полагается, все как у людей.
Вот только наблюдать за тем, как вечно раздраженный и мучающийся похмельем Хэнкок хамил окружающим и отнимал конфетки у детишек, было куда интереснее. Этакий, знаете ли, комиксовый доктор Хаус, адаптированный для пятиклассников.
По странному совпадению, это уже второй (после «Я — легенда») фильм с Уиллом Смитом, начинающийся с его отличного сольного выступления, которое ближе к финалу сменяется чрезмерно накрученным и каким-то лишним сюжетом, портящим всю малину. В итоге непоследовательность и жанровая жадность (натащить в фильм всего подряд) практически губят потенциал «Хэнкока» — ни одна из заявленных тем так и не раскрывается до конца, а первая и вторая части фильма ориентированы на совершенно разных людей, которые между собой даже не знакомы.
Елена Полякова