Российский кинематограф продолжает развивать слегка косноязычный - зато родной - язык отечественного «блокбастера». На этот раз было решено освоить жанр адреналиновых уличных гонок – и появились мчащиеся по ночному Питеру «Стритрейсеры» под слоганом «Бензин, резина, любовь». То есть, мальчикам – бензин с резиной и героиню Марины Александровой (сериалы «Бедная Настя» и «Азазель») для подробного рассмотрения. Девочкам – любовь с участием Алексея Чадова («9 рота», «ЖАRA»). Собственно, «Стритрейсеры» и есть помесь «ЖАRЫ» с бюджетной версией «Форсажа». Снимал «Стритрейсеров» режиссер Олег Фесенко (до этого споткнувшийся на «Ведьме», которую не высмеял только Николай Васильевич Гоголь).
Степан (Алексей Чадов) возвращается из армии, где он на потеху офицерскому составу упражнялся в гонках на танке, и начинает работать у отца (Алексей Гуськов) в автомастерской вместе с младшим братом, который на него смотрит восхищенно:
- Камуфляж подаришь?
- Государство камуфляж подарит, понял?
С ярко-розовой «Тойотой» в автомастерской появляется Катя (Марина Александрова), в кислотно-зеленой ультракороткой курточке с мехом, наклейками и всякими блестяшками. В шею Кате с чувством собственной неотразимости сопит крутой парень Докер (Степан Бондаренко) с волосами, зализанными гелем до зеркального блеска (и сразу становится ясно, какое место он займет в сюжете - вы когда-нибудь видели положительного героя с такой прической?). Тут надо, кстати, отметить, что все персонажи «Стритрейсеров» обоих полов одеты так, как будто ограбили девичий магазинчик Jennifer: яркие лаковые курточки, стразы на попе, гроздья пластмассовой бижутерии на шее, одним словом, - гламур по-русски.
Новые знакомые приводят Степана на сборище питерских уличных гонщиков, оформленное c теми же MTV-шными представлениями о красивой жизни: тут есть даже девицы в нижнем белье на подтанцовке. Дальше сюжет очевиден: хороший парень попадает в банду, влюбляется в подружку главаря и очень скоро неизбежно вляпается в криминальные дела.
Когда персонажи на своих ярких стриткарах (в «Стритрейсерах» снимались модифицированные Toyota Celica, Subaru RX, Mazda RX-7, Opel Calibra и Mercedes 190) удирают с места заезда от стражей порядка и буквально через несколько секунд оказываются на взлетной полосе под колесами набирающего скорость самолета, становится окончательно ясно, что «Стритрейсеры» - в большей степени комедия, чем адреналиновый аттракцион.
«ДПС-ники на поле! - предупреждает один пилот другого. - Сбрось скорость – они вначале штрафуют, а потом разбираются». «Если сбросить скорость, - не взлетим», - резонно отвечает второй пилот.
Бешеного, непрерывного драйва от титров до титров от «Стритрейсеров» ждать не приходится. Конечно, несколько трюков (их ставил Виктор Иванов, известный советский каскадер, работавший и на съемках «Превосходства Борна») с переворачивающимися и бьющимися машинами в фильме есть (и почти все они вошли в трейлер). И лично корреспонденту НГС.РЕЛАКС показалось, что с бюджетом в 5 миллионов долларов вряд ли можно было сделать лучше. Время от времени погони вполне цепляют и затягивают, розовая «Тойота» забавно вальсирует с милицейской машиной, черный джип катится кубарем, а пассажирки, встав в полный рост, задирают маечки...
Но на головокружительное зрелище от титров до титров хватить имеющегося бюджета не могло. Поэтому создатели «Стритрейсеров», частенько спасаются крупными планами, а, чтобы передать ощущение скорости, просто-напросто снова и снова показывают спидометр со стрелкой, прыгающей к цифре 260 – такую скорость герои развивают не только на улице, но и на подземной парковке.
Оставшаяся часть экранного времени отдана взаимоотношениям героев, выдержанным в леденцово-клиповой ар-эн-би стилистике с кульминацией в виде любовного акта на капоте взмыленного автомобиля. И здесь про «Стритрейсеров» можно сказать то же, что и про практически любое другое новое российское глянцевое кино якобы из жизни современной молодежи.
Вот, например, героиня Марины Александровой то говорит, как пэтэушница, то со страстью сорокалетней многое пережившей женщины шепчет своему бывшему: «После тебя остается только выжженная земля».
Одним словом, «Стритрейсеры» - очередная проба пера и блин, скорее, комом, который можно посмотреть по принципу «поддержим отечественного производителя!» и «чего требовать от такого жанра?», а можно и не смотреть, ничего не потеряв. Впрочем, нет причин предполагать, что у разрекламированных «Стритрейсеров» будут проблемы с заполнением залов. Сейчас уже поговаривают о возможном сиквеле в следующем году, а некоторое время назад была анонсирована игрушка-симулятор по мотивам «Стритрейсеров».
Остается только один вопрос: какой смысл тюнинговать машины и тратиться на «Феррари», если отечественные «ВАЗы», на которых в фильме ездит ДПС, могут часами висеть на хвосте и у «Феррари», и у разогнавшихся до предела шедевров ручной работы?
Елена Полякова