На экраны вышел очередной полнометражный мультфильм от студии Dreamworks — как говорится, «от создателей «Шрека» и «Мадагаскара». На этот раз нам рассказывают историю пчелки Барри, которая не хочет трудиться, а хочет судиться с человечеством за неправомерное использование меда. Первая шутка кроется уже в названии Bee Movie — это не только «Пчелиное кино», это еще и «фильм класса B». По сравнению с предшественниками, теми же «Шреком» и «Мадагаскаром» или практически гениальным продуктом от конкурентов «Рататуем», «Би Муви» действительно оказывается фильмом второго эшелона.
Улей, в котором жужжит-живет пчела-подросток Барри, нарисован в виде гигантской корпорации. Чистота, стерильность, автоматизация, идеологическая промывка мозгов... Пчелы раз и навсегда выбирают себе занятие, например, мешальщика или подбиральщика медовых капелек, и занимаются им без выходных, всю жизнь до самой смерти. Более или менее весело живет только избранная раса крупных и сильных пчел — «крутые пыльцаны», которым разрешается вылетать из улья за нектаром. Но «крутым пыльцаном» нельзя стать — им надо родиться.
Впрочем, даже если пчела всю жизнь вынуждена монотонно мешать нектар от заката до рассвета, то ей еще повезло. На других пчелах и вовсе ставят эксперименты в лабораториях, изобретая способы защиты от человеческих мухобоек, ботинок, баллончиков с репеллентами и свернутых в трубку журналов («Мой кузен умер от итальянского «Вога», — рассказывает Барри своей подружке).
Одним словом, пчелиная антиутопия, попахивающая невыносимой несправедливостью и бессмысленностью короткой и мучительной жизни. Неудивительно, что Барри стремится вырваться из этого медово-розового концлагеря и посмотреть на большой мир. Ему это удается, и сцена пролета над Центральным парком Нью-Йорка будет дивной галлюциногенной красоты.
От неминуемой смерти Барри спасает флористка Ванесса. И Барри, нарушив главный пчелиный закон, вступает с ней в разговор, а там уже следует и приглашение на кофе... А потом бойфренд Ванессы, закатив сцену ревности, уходит в неизвестном направлении. Отношения человека и пчелы, в которых Ванесса выступает Кинг-Конгом, заведомо бесперспективны. Поэтому Барри переключается на общественную деятельность — он подает в суд на человечество. За воровство меда у пчел. За создание «трудовых лагерей», в которых пчел травят газом (окуривают дымом) и безжалостно эксплуатируют. В суд вызывают певца Стинга, присвоившего себе гордое слово «жало»... И так далее.
Визуальная сторона «Би Муви» — предсказуемо — радует глаз. А вот сама история и шутки трогают далеко не всегда. Проблема заключается в том, что мультик получился американским до последней капли меда: звездные гости вроде Ларри Кинга или Рэя Лиотты, тонны судебного и корпоративного абсурда... Местному зрителю это не слишком близко и интересно.
К тому же, набрав в корзинку тем, достойных сериала South Park — концлагеря, корпорации, судебный идиотизм и чуть ли не газовые камеры, «Би Муви» остается милым, красиво нарисованным, довольно детским по уровню юмора мультиком.
В результате неполиткорректности и недетскости «Би Муви» звучат неуместно, как трехэтажный мат в устах интеллигентной учительницы русского языка и литературы. А слащавые сентенции вроде «пчелка тоже хочет жить», после того как нам показали пчелиный «Список Шиндлера», выглядят несколько фальшиво.
Что из всего этого понимают дети — неясно. Впрочем, когда корреспондент НГС.РЕЛАКС смотрела «Би Муви», дети в зале чуть ли не больше всего смеялись на двух моментах. Первый — когда Барри снится сон, в котором он поднимается в небо вместе с Ванессой, управляющей небольшим самолетиком, и в самый романтический момент самолет падает вниз вместе с Ванессой, взрывается и полыхает багровым пламенем. Второй момент — когда Барри доказывает Пчеларри Кингу, что в мире людей тоже есть свой Ларри («Он похож на вас, тоже горбится, тоже носит стариковские очки... тоже еврей»).
Елена Полякова