В прошлом году исполнилось ровно тридцать лет фильму «Таксист», в котором прекрасная мисс Фостер сыграла малолетнюю проститутку, ставшую последней соломинкой, после которой гнев героя Де Ниро наконец выплеснулся наружу, залив финал кровью. Фильм «Отважная», кажется, выглядит так, как будто снимали современную версию «Таксиста»: его героиней управляет гнев и желание совершить возмездие немедленно, пока полиция и сам господь бог, кажется, отвлеклись на какую-то канцелярскую рутину. И снова Нью-Йорк и он опять – в духе фильмов 1970-х годов – показан городом грехов, злобы и страха.
Считается, что Нью-Йорка времен «Таксиста» больше не существует, - говорят, некоторые коренные жители Большого Яблока даже жалуются, что после эпохи мэра Джулиани город поскучнел. «Отважная» же напоминает фильмы о том Нью-Йорке, воспетом в нервозных и злых картинах 1970-х годов, - несмотря на рассыпанные по фильму приметы современности – намеки на войну в Ираке, «iPod» с песнями Radiohead, который чернокожая шпана отнимает у безобидного белого парня в метро, повсеместные камеры слежения, от которых, очевидно никакого проку.
Этот дух появится в фильме не сразу. В начале «Отважной» трогательная, угловатая радиоведущая Эрика («Она что-то вроде ди-джея?» - «Нет, она - интересный человек») наслаждается прогулками по «самому безопасному городу в мире», дает идиллические зарисовки с улиц в собственном радиошоу. У Эрики (Джоди Фостер) есть экзотической красоты бойфренд (Нэвин Эндрюс, которого все знают, как Саида из «Остаться в живых»), свадьба вот-вот... А у бойфренда есть жизнерадостная и добрейшая овчарка, с которой так хорошо вечерами гулять по парку.
Все это похоже на счастливый конец какого-то другого фильма об одинокой успешной женщине с Манхэттена, наконец-то обретшей семейный уют, - но для «Отважной» это только начало, - идиллия оборачивается чистой иллюзией. Достаточно выйти из света фонарей, сделать шаг в сторону – и любимый город оказывается клеткой с голодными волками.
Пролежав три недели в коме после встречи с гогочущими уличными отморозками, героиня Фостер обнаруживает, что потеряла все, включая саму себя. Новая Эрика родится, купив у уличного спекулянта нелегальный «ствол». С этого момента героиня начинает сталкиваться с уличным насилием с регулярностью, которая удивит дотошного и жаждущего правдоподобия зрителя, и быстро мутировать из жертвы городских джунглей в самого опасного хищника.
Режиссер Нил Джордан широко известен, прежде всего, безупречной красивой (местами даже чересчур красивой) экранизацией культового романа Энн Райс «Интервью с вампиром», в котором моральные мучения по поводу собственных острых и опасных зубов испытывал Брэд Питт, криминальной драмой «Хороший вор» и недавней красочной и жизнелюбивой историей трансвестита «Завтрак на Плутоне».
Фильмография Джордана и раньше дрейфовала между тем, что принято относить к кино, так сказать, «эстетскому» и тем, что принято называть кино «массовым». Вот и «Отважная» сочетает в себе почти комиксовую историю почти убитой, но воскресшей женщины-кошки, выходящей на ночную охоту и попытку серьезно высказаться на тему природы насилия и границ дозволенного. Но в итоге не пристает ни к тому, ни к другому берегу.
Для того же, чтобы оставить в памяти зрителя глубокий шрам, «Отважной» недостает глубины, какой-то общей энергетики, которая буквально разрывала изнутри того же «Таксиста», и острых углов. Вопросы о правомерности самосуда и способности мирного человека на хладнокровное насилие задаются без особенной настойчивости, финал и вовсе несколько разочаровывает. Единственная мысль, которая донесена до зрителя четко и подкреплена его собственными эмоциями во время просмотра – в этом мире нужно иметь большие зубы и большие когти, потому что иначе ваш прекрасный внутренний мир уничтожат – ради нескольких долларов или плейера – и, не оборачиваясь, пойдут дальше.
Моральные аспекты этого неоднозначного вывода зритель должен обдумывать сам. Ну, а для аудитории, которая в хрупкой девушке больше всего ценит умение рубить на фарш целые батальоны врагов, «Отважная» - кино недостаточно бодрое и зрелищное, - оно тянется довольно медленно, как дни, проведенные в больнице, - временами прерываясь на кровавые и болезненные процедуры.
В итоге «Отважная» оказывается – в наибольшей степени - сольным выступлением Джоди Фостер, которое ее поклонникам пропустить никак нельзя. Получилось почти камерное кино с одинокой героиней, зажатой со всех сторон стенами собственной квартиры, злыми улицами, заложенными кирпичом тупиками, тоннелями подземки. Фостер, - парализованная страхом, убитая горем, стреляющая в человека в упор, нервно взъерошивающая волосы, выясняющая, нормально ли, когда после убийства не дрожат руки, - как всегда великолепна и играет, кажется, даже сокрытыми в поношенных кроссовках пальцами ног.
Да, кстати, о морали фильма - и собаку нужно учить не команде «Апорт!», а защитно-караульной службе.
Елена Полякова
Фото www.kinopoisk.ru