Образование «У меня была роль человека, который знает всё»: физик из Красноярска прошел в полуфинал шоу на ТВ

«У меня была роль человека, который знает всё»: физик из Красноярска прошел в полуфинал шоу на ТВ

Он рассказал, как учить зумеров и не выгореть

Учитель пытается увлекать детей в науку всеми возможными методами

Учитель физики из красноярской гимназии №2 Михаил Скрипкин попал в полуфинал шоу «Классная тема» на телеканале «Россия 1». С участием преподавателя в эфире уже вышел зрелищный видеоурок, а попадет ли наш учитель в финал — решали зрители на голосовании в соцсетях проекта. Мы пообщались с физиком и узнали, как он попал на конкурс, сложно ли обучать точным наукам детей с клиповым мышлением и как бороться с кризисом и выгоранием в профессии.

«Нужно было изобразить человека, который всё знает»

Знание — свет

— Учитывая, что в школе большая занятость, как вам удавалось совмещать участие в конкурсе и работу? Кажется, учителей всегда не хватает, всегда нужен хороший специалист, а тут вы выпадаете на какое-то время из учебного процесса.

— У учителей много своих обязанностей, но конкурс «Классная тема» проходит с конца мая до середины июня, и можно успеть поучаствовать. В июне была нагрузка чуть поменьше, было всё-таки свободное время для этого.

— Как вообще вы узнали об этом конкурсе, как решили туда заявиться? Очень много учителей подают туда заявки, пытаются попробовать себя. Не было ощущения: «Наверное, не получится, наверное, не стоит тратить на это время?»

— Конкурс уже проходит третий год, и я в принципе с первого года о нем знал. В прошлом и позапрошлом году я тоже принимал в нем участие. Но в полуфинал пройти не получалось. Так что у меня оставалось желание всё равно еще раз попробовать преодолеть вершину. И вот я почти у цели.

— Что вам нужно было сделать, чтобы заявиться на проект?

— Первый этап — это прохождение профессионального тестирования по своему предмету, а второй — сделать визитку по своему предмету какую-то. Она практически не ограничивалась ничем, поэтому весь креатив можно было в ней проявить.

— Что вы показали в визитке?

— Я постарался использовать особенности современных детей, применить юмор, сквозь призму юмора преподнести какие-нибудь предметные материалы. Но визитку я создавал без детей, я был один в кадре.

— Раз уж мы коснулись съемочного процесса, как он проходил на телевидении? Ролик получился яркий, атмосферный, зрелищный. Вам было комфортно во всем этом участвовать? Ваша задача — это учить детей, то есть тоже работать на аудиторию, но немного не на такую, как на ТВ, не в таком формате. Как вам такой опыт?

Работать на камеру не то же самое, что стоять у доски. Или нет?

— Опыт был очень интересный. Целый день, с утра и до самого вечера проходили съемки. Над этим роликом работал не я один, а вся съемочная команда — это операторы, режиссеры, люди, кто создавали кадр, различный реквизит, костюмеры. И я понимал, что это большая работа, я не должен никого подвести.

— Ролик шел чуть больше восьми минут, и прямо целый день вы его снимали?

— Да, потому что выстроить кадр — это не быстро, потом мои опыты проводились тоже не с первого раза.

— Вообще, ваши обычные уроки сильно отличаются от того, что вы показывали в кадре? Я понимаю, что там был прицел на зрелищность, но именно в вашей манере подачи информации было что-то схожее с обычным уроком, или вы именно работали на камеру?

— Одна схожесть есть — и это сам я. Потому что и в кадре, и на уроке я пытаюсь одинаково преподнести знания детям. И после такого опыта я считаю, что немного подрос над собой, поэтому, возможно, следующие мои уроки будут уже интереснее.

На опыты ушло немало времени

— Вам не приходилось менять по просьбе сценариста свой характер или манеру речи?

— По моей теме у меня была роль, которой я пытался придерживаться. Нужно было изобразить человека, который может видеть то, чего не видят остальные, знает всё буквально. Это человек, который может видеть как макромир, так и микромир.

— На своих уроках вы себя таковым не считаете?

— Нет, не считаю.

— А почему? У вас же есть понимание процессов, которые нам, обычным людям, далеким от науки, неведомы.

— Да, я владею информацией, но до определенного предела. Я стараюсь совершенствоваться, заниматься курсами повышения или участвовать в конкурсе, чтобы как-то развиваться как педагог, ну и как предметник, то есть расти над собой.

«У каждого человека кризисы, когда он работает долго в одной и той же сфере»

Физика умеет увлекать

— Раз уж мы про это заговорили, физика — это точная сложная наука, и все ее сложные законы надо каждый день разъяснять детям. Как вы выбрали такую профессию?

— У меня была предрасположенность к точным наукам, больше к математике и информатике, любил что-то связанное с компьютерами. Но на факультете физики и информатики нашего педагогического университета для меня с другой стороны открылась физика, потому что у нас были сильные преподаватели, и хотелось быть похожими на них. Было много лабораторных, много практических работ. Ну и, наверное, в университете меня физика увлекла. Почему не занимался наукой дальше, а больше всё-таки педагогикой? Потому что педагогическая практика мне еще больше понравилась, нежели даже сама физика. Хотелось учить, находить интересные способы, как можно объяснять детям сложные вещи.

— И пока не разочаровались в своем выборе?

— Есть, наверное, у каждого человека кризисы, когда он работает долго в одной и той же сфере. Ну, они либо заканчивается сменой работы, либо ты находишь какой-то новый способ выполнять свою деятельность, решаешь какие-то свои внутренние противоречия, находишь творческое самовыражение в работе.

У меня были моменты, когда хотелось что-то поменять в формах преподавания, что-то придумать новое. Дети немного меняются, поэтому способы подачи материала и информация тоже меняется в зависимости от учеников, от их особенностей. Я до сих пор в поиске, не могу сказать, что все мои уроки интересные, но я стараюсь.

— Я так понимаю, вы пытаетесь показать какие-то зрелищные опыты, примеры необычные привести?

— Всего понемногу, плюс начал вести группу в социальной сети по физике, свой предмет под разными углами показываю, чтобы там чуть больше информации было, чем в учебнике. Детей среди участников моей группы становится больше. Тут цель — повышение мотивации к предмету у ребят, которые будут туда заходить. И в группе много чего можно интересного рассказать, показать, больше, чем на уроке, который длится всего 45 минут.

Такие видео часто появляются в блоге у физика

Как работать с современными детьми

— Физика мне, как гуманитарию, казалось невероятно сложной, мне было тяжело в ней разбираться, а сейчас ученикам и вовсе непросто сосредотачиваться на какой-то сложной информации, кроме того, не всем она нравится. Как вам удается увлекать детей?

— Я стараюсь связать материал с темами, интересными для учеников. Мы часто решаем задачи из сборников, где сами условия уже устарели. Поэтому стараюсь подстраивать их под интересы ребят. Например, если мы решаем задачи про скорость, то, наверное, там будет фигурировать электросамокат. Еще у меня в классе есть ребята, которые интересуются самолетами, ну и что-нибудь про самолет им задаю в таком случае.

— То есть вы даже как-то внедряетесь в увлечение детей, чтобы сопоставить физику с их обычной жизнью?

— Ну, я не скажу, что на 100%, но я, по крайней мере, работаю в этом направлении.

Без шуток в серьезных науках никуда

— Это здорово. И раз уж мы говорим про учеников, как к вашему участию в конкурсе относятся сами дети? Они удивились, когда увидели вас на экране?

— От детей чувствовалась поддержка. После того, как вышел мой видеоурок, многие подходили и говорили, что было интересно и здорово.

— Какие у вас ожидания от конкурса? Голосование за лучшего преподавателя уже идет, как вы думаете, получится дальше пройти?

— Вне зависимости от того, какой будет финал, я чувствую поддержку коллег, учеников, родителей, друзей, и даже участие в полуфинале привело к получению опыта съемок, работы на камеру. Всё это можно в дальнейшем применять, например, для создания своего контента по предмету.

— У себя в блоге вы создаете, по сути, что-то вроде науч-попа. А сейчас вообще наука интересна людям? У современных детей есть интерес к физике?

— Тут нельзя сказать однозначно, есть или нет. Кому-то нравится заниматься музыкой или физкультурой. Главное, наверное, их заинтересовать, показать, как работают хотя бы те устройства, которыми мы пользуемся каждый день, на понятном уровне. На уроках есть активные дети, но у нас гимназия с уклоном в иностранные языки, не в точные науки.

А как еще привлекать молодежь в науку?)

— И вам не хотелось бы перейти в школу с более техническим уклоном, чтобы было больше детей, заинтересованных в естественных науках?

— Меня всё устраивает в нашей гимназии. Ребята, которые учатся в обычных школах, тоже должны физику выучить.

— То есть не так уж и сложно работать с гуманитариями?

— Я думаю, можно ко всем найти подход.

— А чего не хватает, по вашему мнению, современной российской науке?

— Надо, чтобы у нас развивалось научно-техническое творчество. Но хорошо, что работа в этом направлении уже идет, это различные соревнования по робототехнике, соревнования по авиамоделированию, создаются программы, которые в социальных сетях можно посмотреть по науке, куда приглашают блогеров и ученых из университета, где они пытаются разобрать какое-то физическое, научное явление.

Наука должна работать на привлечение людей

— А чего не хватает современной школе?

— Трудно сказать, потому что материально-техническая база у нас, например, хорошая. Я, как предметник, хотел бы, чтобы у нас в физике было не два часа в неделю, а три. Но расписание и учебный план предполагают определенное количество часов, ну и нагрузка на детей большая была бы в таком случае.

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления