1 Сентября — волнительный день для всех школьников, а в особенности для первоклассников и их родителей. В этом году впервые за парты в Красноярске сели более 16 тысяч детей. Многие городские школы переполнены (ранее мы рассказывали, как школы № 12 и 86 учатся в одном здании). Но есть и такие, где в этом году набралось всего несколько десятков учеников. Например, частная школа «Взлетай». Договор с ней заключили родители 70 детей, а торжественная линейка проходила в конференц-зале отеля Hilton. Журналисты NGS24.RU побывали на празднике и рассказывают, как прошла линейка и чем частная школа отличается от муниципальной.
Первый день осени для всех начинается примерно одинаково: ранний подъем, сборы, покупка цветов и посещение с семьей торжественной линейки. Пока большинство школьников спешат в актовые и спортивные залы школ, чтобы отметить начало нового учебного года, ученики частной школы вместе с родителями торопятся в четырехзвездочный отель Hilton.
В холле дети разных возрастов в сопровождении родителей фотографировались на фоне брендированных шариков. Занимательно, что взрослых было гораздо больше, чем школьников, — практически с каждым ребенком пришли оба родителя. Самый многочисленный класс в этом году — второй, там учится 15 человек. В среднем на одном уровне обучается по 5–7 человек. Сейчас образовательное учреждение доступно для учеников с первого по девятый класс.
В глаза бросается стильный внешний вид учеников: девочки выбрали брючные костюмы разных цветов, от черного до фуксии, юбки-пачки и короткие платья, а мальчики — рубашки с джинсами и пиджаки с шортами. В школе нет единой формы, но дирекция настаивает на офисно-деловом стиле одежды.
Праздник был запланирован на 11:30, но многие пришли заранее, чтобы сделать фотографии для семейного архива. Первоклашки уже были знакомы друг с другом и с куратором (в школе нет классных руководителей), за несколько дней до начала учебного года будущие школьники встретились в стенах школы друг с другом.
— Я хочу в школу. Я ожидаю много уроков, будет трудно, но иногда буду справляться. Мы уже давно с ребятами познакомились. Да не, не грущу, что лето закончилось, — делится чувствами первоклассник.
С первого взгляда понятно, что линейка пройдет необычно: дети расположились в первых рядах, а всё остальное пространство занято гостями. Школьники не сидели с букетами — цветы поставили в вазы и отгородили ширмой, не было и традиционных ярких шариков в руках учеников. Зато дирекция украсила зал шарами с логотипами школы.
Начался праздник с напутственных слов основательницы школы Татьяны Ермолович и академического директора Ольги Катовщиковой. Они поприветствовали новых учеников и пожелали удачи всем школьникам и родителям.
Далее каждый уровень (в школе нет классов, но уровень соответствует году обучения) представил свою видеовизитку, в которой дети рассказали о себе и своих увлечениях. А после представили творческие номера: малыши читали стихотворения, периодически запинаясь то ли от волнения, то ли от того, что их отвлекали активные соседи, ребята постарше продемонстрировали физические эксперименты, например, как перевернуть бокал, чтобы из него не вылилась вся вода. А в конце кураторы представили танец под популярные песни этого года.
— Хочется после каникул вернуться в школу, потому что я очень скучал по своим одноклассникам, всех хотелось поскорее увидеть. Я считаю, что я прекрасно провел лето и нужно опять трудиться. В частной школе учиться лучше, потому что у нас мало человек в классе и за тобой постоянно следят, ты всё стараешься успевать, тебя несколько раз спрашивают за урок, и ты так просто не отмажешься. Оценки намного лучше стали: я учился на тройки, а теперь у меня 4–5. Даже люди вокруг говорят, что я намного умнее стал, — рассказывает ученик девятого уровня Егор.
Младшие классы вели себя очень шумно, иногда перекрикивая говорящих. Родители еще эмоциональней реагировали на происходящее. Они махали чадам и снимали их выступления на видео.
— Из-за того, что маленькие классы, тебе хоть десять раз объяснят, пока ты не поймешь. И даже в самой школе дружелюбная атмосфера: девятый класс может дружить с третьим, со вторым. Педагоги по-человечески относятся к ученикам. Даже не из-за денег, — рассказывает школьница Варя.
Большинство девятиклассников планируют сдать ОГЭ и пойти в 10-й класс, однако одна выпускница планирует поступить в колледж. Девочка рассказала, что ей просто не хочется больше учиться в школе.
Закончился праздник конфетти и групповыми фотографиями, после чего ученики поехали по своим делам, а не на классные часы, как это принято в обычных школах.
Как выглядит сама школа
Школа существует уже три года. Ее основательница Татьяна Ермолович рассказывает, что решила ее создать, когда наблюдала за обучением старшего ребенка во времена пандемии. Тогда она увидела, что между учителями и учениками, по ее мнению, неправильно выстраиваются личные границы, для своего ребенка Татьяна не хотела подобного.
— У меня самая важная ценность — это уважение границ другого человека. Я хочу, чтобы ребенок вырос в первую очередь психологически здоровым человеком, чтобы эти 11 лет были в кайф. Чтобы понимать, что ты провел это время с пользой. Тебе было интересно, ты каждый день не говорил о том, что не хочешь в школу, — объясняет Татьяна Ермолович.
Своего ребенка Татьяна забрала из муниципальной школы в середине пятого класса. Тогда и начала создавать школу — собрали группу из пяти учеников, с которыми и начали образовательный процесс. Татьяна признается, что вначале было очень страшно — а вдруг ничего не получится? Однако с каждым годом количество заинтересованных родителей растет, сейчас подписано 70 договоров, но дирекция прогнозирует, что в ближайшее время их количество увеличится до 110.
— Для меня, несмотря на то, что я очень давно в образовании, самостоятельность очень важна. То есть границы, чтобы ребенок стал самостоятельным. Выполнение домашних заданий [с ребенком] — это вообще не мое. Я очень люблю работать в системе образования, мне это очень нравится до такой степени, что я работаю сутками. Поэтому выполнять домашние задания мне некогда. Я считаю, что каждый должен делать свою работу. Школа — учить, родители — воспитывать, — рассказывает Татьяна Ермолович.
Однако за время существования «Взлетай» были случаи, когда родители забирали детей.
— Есть случаи, безусловно, когда родители уходили. У родителей ожидание, что ребенок будет учиться на 4–5, а он получает тройки. Родителей это не устраивают, и, соответственно, они переходят. Начинаются претензии, что «он в муниципальной школе учился хорошо, к вам пришел и стал учиться хуже». Но на самом деле в муниципалитете вы видели картинку из оценок одного педагога в начальной школе. А здесь вы получаете независимую оценку старта вашего ребенка. И дальше каждый модуль, соответственно, в балльной системе. И здесь конкретно получается — на что ребенок наработал, то он и получил. И не всех взрослых это устраивает, — рассказывает Татьяна Ермолович.
Иногда школа самостоятельно разрывает договор с родителями, когда видит проявление неуважения в свою сторону или в сторону других детей.
Школа пока недоступна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как среди педагогического состава нет необходимых специалистов.
Частная школа находится на втором этаже офисного здания на улице Батурина. Чтобы попасть в помещение, необходимо иметь специальный пропуск. На входе посетителей встречает не пожилая вахтерша, а молодой парень-администратор.
На входе расположена комната отдыха с диванами, настольным футболом и аэрохоккеем. Отдельно оборудованы комнаты, в которой обучающиеся могут переобуться и переодеться. Занятия начинаются в 09:00 с нейрогимнастики, затем — 40-минутные уроки. Есть две перемены по 15 минут, когда дети едят.
У каждого уровня свой кабинет с маркерными досками и партами, выстроенными кругом, чтобы ребятам было удобно работать в командах.
— Это способствует развитию навыка коммуникации, критического мышления, креативности и работы в команде, конечно же. Плюс ко всему сингапурская методика, она направлена на, так скажем, интенсификацию урока, потому что там есть приемы, при помощи которых педагог, грубо говоря, не говорящая голова всё время. Урок становится интерактивным, и дети становятся прямыми участниками этого процесса, то есть они сами добывают знание, и в процессе этой работы материал лучше усваивается. Плюс ко всему сингапурские приемы позволяют охватить всех ребятишек на уроке, завладеть их вниманием и сделать так, чтобы каждый ребенок действительно работал, а не просто отсиживался, — рассказывает академический директор Ольга Катовщикова.
Учебный год разделен на модули, аналоги четвертей, которые длятся по пять недель. В конце каждого модуля школьники сдают зачеты, которые включают теоретические вопросы и практические задачи.
За выполненное домашнее задание или прогулы дети получают не стандартные пятерки и двойки, а баллы, которые суммируются, и на их основе, а также на основе итоговой работы ребенок получает годовую оценку.
— Ребенок может за какие-то простые работы, допустим, за работу на уроке, получить от 0 до 5 баллов, но это не отметки. То есть положительные отметки не начинаются с тройки. За какие-то глобальные работы, например, за кейс или за годовую контрольную работу, он может получить 10 баллов. И вот это всё суммируется в конце модуля, плюс он получает баллы за зачет, и, соответственно, из этого всего выводится итоговый балл. Максимум он может получить 100 баллов. Таким образом, ребенок вынужден работать всё время, потому что если он даже один раз где-то чуть-чуть расслабился, то потом это всё влияет на его итоговый балл, — объясняет Ольга Катовщикова.
Еще одно принципиальное отличие от муниципальной школы — учебники. Во «Взлетай» не используют привычные нам пособия. Педагогический состав самостоятельно разработал учебную книгу, рассчитанную на темы, которые проходят за один модуль. В ней содержатся учебные материалы и задания. Мы посмотрели некоторые задания, ученикам нужно дополнить схему или собственными словами написать то или иное определение. В основе всех книг лежат государственные стандарты, успокаивают педагоги, от нужных тем школа не отходит.
Сколько же за это надо платить?
В школе сейчас учатся целыми семьями. Мы поговорили с Анастасией, старший ребенок которой перешел на шестой уровень, а младший — поступил на первый. Женщина рассказывает, что изначально о переводе в частную школу задумалась, когда у ребенка начались проблемы в муниципальной школе — в третьем классе ребенок отстал от программы, учителя часто менялись, а ребенку не уделяли достаточно внимания. Сначала был страх неизвестности, но со временем и родители, и дети привыкли. Сейчас за двоих детей Анастасия платит около 70 тысяч рублей в месяц.
— Меня в принципе всё устраивает, потому что учителя достаточно компетентные, даже если это молодые специалисты, в любом случае они повышают свою квалификацию, самосовершенствуются, саморазвиваются. Ребенок делает все домашние задания в школе. То есть снимается нагрузка с родителей, что самое главное. Единственный, может быть, нюанс, что детей не так много, нет параллелей каких-то. Но опять же, это, может быть, уже издержки прошлого.
Что вы думаете о частных школах? (можно выбрать несколько вариантов ответа)