С началом нового учебного года возобновились сообщения о поборах в образовательных учреждениях Красноярска. Единицы несогласных с этим родителей пытаются защитить право на бесплатное образование, но всё без толку — в школе и управлении образования уверены, что всё законно. Проблема не решается, и остается или сдаться и сдать деньги, или стать изгоем в родительской среде самому и сделать изгоем своего ребенка. Так было с обеими нашими героинями.
Редакция NGS24.RU погрузилась в истории двух мам, поговорила с чиновниками, прокурорами и общественниками, чтобы понять — существует ли проблема поборов в Красноярске и может ли обычный родитель ей противостоять.
Первое сентября — первый побор
Мама Милана привела девочку в первый класс в стены школы № 39 Красноярска и уже через две недели столкнулась с просьбой от учительницы — сдать деньги на рабочие тетради. По словам педагога, для обучения письму в дополнение к учебникам необходимы прописи. Так как прописи — это расходный материал, приобретать их нужно за свой счет, заверила мам учитель начальных классов. Милана категорически отказалась платить за то, что по закону обязаны предоставить бесплатно.
— 13 сентября я позвонила в управление образования, объяснила ситуацию. Мне ответили, что бюджет маленький, денег на расходные материалы не хватает для всех. И тогда я ей напомнила про 273-ФЗ от 29.12.2012 (закон «Об образовании». — Прим. ред.). Она сказала, что учитель должен отсканировать эту страничку и родитель сам заблаговременно должен ее распечатать. Я напомнила про нарушение авторского права. Тогда всем стало понятно, что в законах я разбираюсь, и специалист признала нарушение учителя. Позвонили в школу, и на следующий день рабочие тетради отменили, — начала родительница.
Специалист управления образования пояснила маме, что нарушением стало распоряжение купить тетради в ультимативной форме — то есть не предоставив родителям выбора. Также незаконным со стороны учителя было давать домашнее задание по этим тетрадям — в первом классе работу на дом не должны задавать вообще.
Директор школы, в свою очередь, заявила маме, что она всё «неправильно поняла» — покупка тетрадей носила рекомендательный характер, а домашние задания по ним было ошибкой учителя. Тем не менее рабочие тетради с парт убрали.
— Из родительского чата меня удалили. А в том чате, в котором мы все совместно с учителем, все пишут, чтобы я переводила ребенка в другую школу, в «бесплатную». Они считают, что даже в государственных школах за всё надо платить. Законов у нас никто не знает. И поэтому считают, что поборы — это норма, — рассуждает мама.
На этом дело не закончилось. Через неделю учитель провела собрание, на котором всем родителям было предложено подписать протокол за возврат прописей. Все, кроме Миланы, его подписали.
— На следующий день после собрания рабочие тетради опять ввели. Учитель сказала, что якобы купила тетрадь для моего ребенка из своего кармана. Дочь постоянно домой приходит и говорит, что у всех детей тетради на столе лежат, они с портфеля достают, а мне учитель ее выдает и на перемене забирает. Даже если уроки сдвоены, — жалуется Милана.
По мнению девушки, все эти споры вызывают дискомфорт у ее ребенка и подвергают каждодневному стрессу. Она направила жалобу в прокуратуру Красноярского края. Там ее приняли к рассмотрению, но ответ пока не дали.
Также Милана записалась на личную встречу с министром образования Светланой Маковской. Со слов мамы, глава министерства пообещала лично разобраться в ситуации и взяла дело под свой контроль.
Недетские суммы в детском саду
Добивается справедливости и мама Надежда, чей ребенок в этом году пошел в подготовительную группу детского сада № 5. По словам женщины, в начале каждого года сад просит закупить канцелярию по списку, ссылаясь на скудное финансирование — фломастеры, пластилин, акварель, пачки бумаги А4. Только в этом году по неполному списку у девушки ушло полторы тысячи рублей.
К этому нужно прибавить ежемесячные расходы в 200 рублей — на оформление праздников и подарки воспитателям.
Последней каплей терпения женщины стала закупка рабочих тетрадей для занятий с дошколятами по развитию речи и арифметике. С ее слов, заведующая предупредила всех по факту — рабочие тетради заказаны на всех, нужно сдать по 250 рублей.
— Я спросила, а если отказываюсь, как мой ребенок будет заниматься? Мне ответили, что вам просто дадут листочек, и по нему будет дано задание. Я говорю — получается, это дискриминация ребенка, потому как она будет заниматься не как все. Естественно, ей захочется писать в тетради, как все дети, — рассуждает мама 6-летней девочки.
Мы обратились за комментарием в детский сад № 5. Руководитель структурного подразделения Юлия Скнарь пояснила, что офлайн собрание действительно не проводилось — в условиях нынешней эпидемиологической обстановки такие решения принимаются в родительском чате.
— Мы не заставляем родителей, это всё в рамках дополнительной образовательной программы идет. Вообще это был запрос родительский, и мы пошли им навстречу. Мы так ей и сказали — если она не хочет, мы не имеем права никого заставлять. Закупили с согласия большинства, — объяснила Юлия Скнарь.
По словам заведующей, покупка канцелярии также носит рекомендательный характер — если возможности нет, никто не настаивает.
Деньги на рабочую тетрадь Надежда в итоге сдала. Но заявление в прокуратуру всё же написала.
Аргументы чиновников
В управлении образования нам заявили, что согласно закону об образовании — само образование у нас, конечно, бесплатное. И методические материалы и рабочие тетради школьникам должны предоставляться бесплатно, но при условии, что они предусмотрены образовательной программой. Любые сборы на такие тетради незаконны. Покупать рабочие тетради за свой счет тоже можно — например, если их предложил учитель, а родители согласились.
— На общем собрании родители вместе с учителем решают, необходима эта рабочая тетрадь их ребенку или нет. И покупка производится только с согласия большинства. Если какие-то родители не могут сдать деньги на тетрадь, то учитель обязан организовать так образовательный процесс, чтобы ребенок не страдал без тетради. Это может быть копия или написанное на доске задание, — пояснила заместитель начальника отдела общего образования Главного управления образования Красноярска Светлана Попова.
Поэтому обучение детей без рабочей тетради — это показатель профессионализма учителя, пояснили в ведомстве.
«Сбор денег с родителей — двойное финансирование»
Основатель общественного движения «Поборам стоп» Анна Тажеева работает в Новосибирске, но ежедневно получает сообщения про поборы от родителей со всей России, в том числе и из Красноярского края. В этом году они начали «сыпаться» уже с 1 сентября.
— Нельзя деньги собирать на то, что финансируется государством. Идет подмена понятий. Чем поборы отличаются от благотворительности? Поборы — это постоянные равнозначные суммы. А благотворительность — это кто сколько может, 50 рублей или 50 тысяч. Нельзя дублировать те статьи, на которые государство выделяет деньги — ремонты, содержание здания, охрана, рабочие тетради и учебники, — рассуждает общественница.
Анна напомнила, что с 2015 года рабочие тетради обязана закупать именно школа. Каждый директор при утверждении рабочего плана должен включить эту тетрадь в обязательный перечень, чтобы получить под нее финансирование.
— Бюджет в сфере образования, как правило, больше, чем спорт и культура. Это приоритетная сфера. А сбор денег с родителей — это двойное финансирование. Руководители детских садов и школ не должны перекладывать бремя финансовой нагрузки на родителей, а выполнять свои должностные обязанности, вовремя требовать финансирования учебного процесса, — настаивает руководитель общественного движения «Поборам стоп».
2 жалобы за 2 года, но 30 обращений за день
Если общественница явно видит проблему в поборах, в том числе в Красноярском крае, то наши региональные школы и детсады, чиновники от образования и даже прокуратура — не особо. Первые даже в случае, когда дело доходит до СМИ, находят возможность всё объяснить, вторые — скорее, прикрывают их. А до правоохранительных органов люди попросту не доходят. Так, в прокуратуре Красноярского края нам признались, что жалобы редко поступают к ним в ведомство — за последние два года их было всего две.
— Один случай подтвердился, там были поборы на жалюзи. Собирали по полторы тысячи с класса. Мы выяснили, что этот сбор носил принудительный характер. Была принята мера реагирования, мы внесли представление. Но эти меры — не показатель ситуации, потому что вообще обращений очень мало, — делают вывод в прокуратуре.
При этом беглый опрос в нашем инстаграме всего за день дал совершенно иные результаты. Около 30 красноярских родителей школьников и детсадовцев признались, что так или иначе сдавали на всё что только можно — санитайзеры, маски, рабочие тетради, ремонт и охрану, даже на замену окон в классе.
То есть поборы всё же есть, просто жаловаться люди в ту же прокуратуру не спешат. Основатель общественного движения «Поборам стоп» Анна Тажеева считает, что это в том числе связано с гонениями на несогласных с поборами родителей — еще одной проблемой нашего образования. Те единицы, которые осмеливаются пойти против системы, становятся изгоями в собственных классах до конца учебы ребенка, удаляются из чата не кем-то, а такими же мамами, как они.
— Многие люди не могут признать, что они безграмотные в правовом поле. Они не знают 43-ю статью Конституции РФ, которая гарантирует базовое право на бесплатное образование, а Минобр и упробр, в свою очередь, не прилагают никаких усилий, чтобы провести правовой ликбез. Я сама была объектом травли в родительском чате. Я пыталась бороться, мне угрожали, что из-за меня уволят учителя. Говорили: «вы бы лучше заткнулись, ушли в другой класс или другую школу». Я шла одна против 56 родителей. Дети тоже травят — они слышат разговоры и начинают зеркалить эту обстановку.
Но по итогу, когда прокуратура провела проверку, выявили много нарушений, и директор всё исправила. Всё само собой наладилось, теперь у нас продуктивное общение. Но в чатах меня больше нет, — поделилась своей историей Анна.
Чтобы у вас больше не осталось вопросов насчет школьных сборов, мы публикуем памятку — в ней специалисты ответили, на что можно скинуться по желанию, а на что просить финансирования не имеют права.
Подробный материал о том, на что можно сдавать деньги в школах и детских садах, а на что ни в коем случае — читайте в нашем материале.