5 октября, как будто нарочно в День учителя, жителей поселка Емельяново огорошили новостью. Оказывается, одна из трех школ — № 2 — в любую секунду может сложиться как карточный домик, похоронив под бетонными плитами всех, кто будет внутри. Здание тут же опоясали сигнальной лентой, а детей перевели на дистанционное обучение. Родителям 597 учеников пообещали в ближайшее время распределить всех по другим школам поселка и ближайших деревень. Но вот беда — две другие школы Емельяново давно переполнены, а ездить учиться к черту на кулички — то еще удовольствие.
Сказать, что родителей ситуация возмутила — ничего не сказать. Они были в бешенстве. Корреспондентка NGS24.RU Мария Антюшева побывала в Емельяново, поговорила с жителями, посмотрела на их встречу с местной администрацией и сделала два вывода. Во-первых, наши люди хронически не верят властям, даже когда те говорят, что небо синее, а вода мокрая. Во-вторых, все законы, нормативы и правила, созданные вроде бы для блага людей, делают систему власти абсолютно негибкой при форс-мажорах.
С чего всё начиналось
Емельяново — поселок в 25 минутах езды от Красноярска. Официально его население — 13 тысяч человек, реально — в разы больше. Многие горожане покупают там дачный участок, строят коттедж и живут в нем круглый год. Поэтому три поселковые школы давно переполнены и работают в две смены.
Здание школы № 2 строили с 1985 по 1989 годы. Очевидцы стройки помнят, что материалы с трудом «добывали» по всему краю — они были в таком же дефиците, как любые товары в то время. Про качество и говорить нечего. Бетонные плиты ломались прямо в воздухе, когда их поднимал кран. В какой-то момент стройку пришлось остановить. Как рассказывает директор школы Любовь Соколова, проработавшая в ней 30 лет, тогда приехала государственная комиссия, которая целый год проверяла на прочность все материалы, просвечивала стены и фундамент, ненадежные элементы выбраковывали и заменяли.
— Я общалась с людьми, опытными в строительстве. Все говорят: у нас в стране постройки старше 1985 года достаточно надежны и безопасны. Постройки моложе 1990 года чуть похуже, но в целом тоже нормальные. А вот всё, что строилось между этими годами — просто беда. Потому что время было сложное, на всем экономили, — делится Любовь Соколова. — А еще я живу в Емельяново всю жизнь и знаю — почвы тут всегда были болотистыми. Возможно, нужно было изначально делать какую-то грамотную отсыпку.
Денег на капитальный ремонт школы никогда не выделяли, так как здание считалось относительно «молодым» — всего-то 30 лет с хвостиком. В крае полно учебных заведений куда старше.
На текущий ремонт, по словам Соколовой, в год выделялось порядка 100 тысяч рублей. Они шли на починку крыши, некоторых перекрытий, водопровода, замену электрокабеля и тому подобное. О том, что где-то глубоко внизу рассыпается фундамент, никто не знал.
— Да, мы видели кое-где расхождения между панелями, но специалисты ставили маячки, наблюдали за швами. Мы же не могли заглянуть под землю, на глубину 12 метров, где фундамент и сваи, — объясняет директор.
Родители тоже подтверждают, что ничего критичного в состоянии школы не замечали.
Но этим летом проверяющая комиссия перед началом учебного года во время осмотра помещений обратила внимание на трещины в стенах. Они вызывали серьезные опасения. В заключительном акте комиссия написала, что необходимо срочно провести инструментальное обследование здания.
Администрация района спешно выделила 3 миллиона рублей. Но пока выполнили положенные по закону процедуры: нашли подрядчика, заключили с ним контракт, пока подрядчик провел обследование всей школы, пока подготовил отчет — наступила осень. А без результатов экспертизы у чиновников не было правовых оснований закрывать школу. Поэтому 1 сентября ученики, как обычно, разошлись по своим классам.
Результат обследования пришел 4 октября. Вывод экспертов: фундамент и свайное основание почти разрушены. Трещины в ростверках, трещины в сваях, 30-сантиметровые плиты смещены на 15 сантиметров. Угроза внезапного обрушения — может простоять еще лет 20, а может рухнуть прямо сегодня.
На следующий день — прямо в профессиональный праздник педагогов — школу закрыли.
Народ vs чиновники
6 октября в 18:00 (чтобы люди успели прийти с работы) родителей учеников собрали в районном Доме культуры для встречи с представителями власти и обсуждения ситуации.
Эта встреча показала сразу все характерные приметы времени.
Для начала сама организация мероприятия напомнила, как власть любит прикрываться пандемией, чтобы не дать недовольным людям собраться где-либо вместе.
Я-то приехала заранее и беспрепятственно прошла в концертный зал ДК. Смотрела, как жители постепенно заполняют помещение, рассаживаются, и мне казалось, что всё идет мирно. Каково же было мое удивление, когда я услышала от одной женщины, что она прорвалась сюда с боем.
— Нас сначала на улице остановили, сказали: «Зал наполнен на 50%, остальных мы не пустим». Поднялся крик, естественно. Нас запустили в здание, но задержали у турникета. Ворвались мы с криком, — говорит мама первоклассника и восьмиклассника Марина.
Позже, в середине мероприятия, я вышла на минуту в вестибюль. Там молодой человек у турникета не давал пройти нескольким опоздавшим мамам. Он говорил им что-то вроде «да там вообще места нет, там люди на ногах стоят». Я подошла и сказала, что в зале достаточно свободных кресел, на пришедших точно хватит. Он стал возражать. Я предложила, что сейчас пойду обратно в зал, сфотографирую пустые кресла, вернусь и покажу ему снимки. Он махнул рукой и пропустил женщин. Стоящая рядом охранница посетовала, что мы нарушаем антиковидный указ губернатора. При этом и у нее, и у парня маски едва прикрывали рот.
Вторым удивлением было то, что на родительское собрание пришли целых пять полицейских. Они простояли больше двух часов на ногах в дальнем углу зала.
Когда все собрались, к людям вышли и. о. главы района Вадим Ларченко (действующий глава в отпуске), замглавы района по социальной политике Анна Епланова, начальник отдела райобразования Ольга Самохвалова и директор школы Любовь Соколова. Попробуем обобщить долгий эмоциональный диалог между ними и жителями.
Чиновники в основном пытались донести до всех следующие тезисы:
Перевести детей в другие школы сию секунду невозможно — сначала надо продумать логистику, всё организовать, передать документы. Поэтому до конца четверти целесообразно доучиться на дистанционке, это вопрос трех недель.
Детей будут стараться переводить в другие школы целыми классами вместе с педагогами, чтобы не разлучать ребят и не вынуждать их адаптироваться к новым учителям.
Распределить всех «поближе к дому» нереально, как бы самим чиновникам этого не хотелось. В Емельяново теперь осталось только две школы — № 1 и № 3. И они уже учатся в две смены. Кому-то неизбежно придется ездить в другие населенные пункты Емельяновского района.
Возить учеников будут на специальных автобусах, которые обеспечит крайобразование.
Чтобы решить вопрос о дальнейшей судьбе школы № 2, там уже начали более глубокую экспертизу здания. Если она покажет, что трехэтажку можно отремонтировать — будут ремонтировать. Если покажет, что нельзя, то будут сносить и строить на том же месте новую.
Абсолютно каждое высказывание чиновников и директора родители воспринимали в штыки. Было видно, что люди не верят ни единому слову, ждут подвоха каждую секунду. Любые обещания приводят их в гнев — народ тут же вспоминает все посулы, не выполненные властями со времен Великого потопа.
— Мне сколько лет назад обещали провести электричество на мою улицу! Так и не провели! — кричит одна из женщин.
И все без конца обвиняют администрацию, что школу не начали обследовать заранее и не решили все оргвопросы до начала учебного года.
Разберем по порядку основные претензии родителей.
Ненависть к дистанту
С точки зрения власти нет ничего страшного, чтобы поучиться 3 недели из дома. Во время карантина же учились! Технология отработана, интернет в крупном развитом поселке есть у всех. Какие проблемы?
А с позиции емельяновских родителей удаленка — это катастрофа. Учителя скидывают детям задания и — выполняйте, как хотите. Со слов жителей, ребенок делает дома урок и не понимает абсолютно ничего. А мама и папа на работе, так как на одну зарплату семью не вытянуть. И висеть с ребенком на трубке в рабочее время у них нет возможности. Одна мама служит на почте и не представляет, как сказать очереди посетителей, мол, вы постойте пока молча, мне надо с сыном задачу решить. Другая работает кассиром в магазине, третья банковским клерком — в любом случае ни у кого нет права плюнуть на свои рабочие обязанности.
Вечером после работы надо переделать домашние дела, растопить печку, многим — добраться в поселок из города, так как работы в Емельяново на всех не хватает.
В итоге все периоды, когда дети учились дистанционно, емельяновцы считают зря потерянным временем и бессмысленной нервотрепкой.
Почему чиновникам можно, а детям нельзя?
По мнению большинства, в поселке на самом деле есть где учиться. У администрации имеется здание бывшей школы № 4. Когда-то она стала не нужна, поэтому в ней открыли районное управление образования, и сейчас там сидят чиновники и госслужащие. Родители считают, что вот этих взрослых как раз и надо куда-то распределить, а здание вернуть детям. Это намного лучше, чем тесниться в переполненных школах № 1 и № 3 или кататься на уроки куда-то за тридевять земель.
Представительница управления Ольга Самохвалова была готова к такому предложению.
— Мы уже рассмотрели этот вариант. Если вы посмотрите на здание со стороны бывшего спортзала, то там есть трещина по центральной стене. Нам было предложено провести такое же обследование, которое сейчас идет в вашей школе, получить заключение и сделать там капитальный ремонт. Мы на это согласны, — говорит Самохвалова.
Но собравшихся это не устраивает — слишком долго ждать.
— Там же прямо сейчас чиновники сидят и работают! И сигнальной лентой у себя ничего не обматывают! Значит, там безопасно! А раз безопасно, значит и детям там учиться можно! — возмущаются родители.
Также звучит предложение учиться пока в этом самом ДК, где проходит собрание. Чиновники объясняют, что существуют нормативные требования к школам, прописанные на федеральном уровне. Что нельзя просто зайти в любое свободное здание и учить там детей. Для начала надо, чтобы здание одобрил Роспотребнадзор и другие надзорные органы. А они никогда в жизни не одобрят место, где нет, например, пищеблока, потому что школьникам положено горячее питание. Но родители воспринимают это как некие «отмазки».
Школьные автобусы
— У нас детей намного больше, чем мест в автобусах. И даже если выделят больше машин — всё равно на всех не хватит. И родителям придется возить самим, — переживает одна из матерей.
— Эти пазики просто не заводятся в мороз. А мороз в сельской местности вообще не редкость. Утром посадишь ребенка на автобус, он туда уедет, а днем мотор у пазика заглохнет, и непонятно, как добираться обратно, — вторит другая.
А почему раньше не построили новую школу?
Действительно, красноярцы который год массово бегут в пригород, спасаясь от промышленного и автомобильного смога. Если три поселковых школы давно переполнены, то почему власти раньше не озаботились постройкой новых? А это отдельная прекрасная история.
Необходимость новой школы для Емельяново в крае осознали давно. Обещать ее, по словам жителей, начали еще лет пять назад. Наконец, в 2019-м в крайобразовании разработали и согласовали проект здания на 450 учеников плюс 100 детсадовцев. Нашлось и место — большая пустая площадка рядом с уже существующей школой № 1. Поразительно, но нашлись даже средства в бюджете на строительство. Начать стройку собирались уже в этом, 2021 году. Дело было за малым — согласовать стройку с Росавиацией.
Дело в том, что площадка находится в 10 км от края взлетно-посадочной полосы красноярского аэропорта. И эта территория (как и весь поселок) попадает в так называемую 7-ю приаэродромную зону. По федеральному закону там нельзя строить социальные объекты и многоквартирные дома. Абсурд ситуации в том, что в этой зоне уже стоят и пятиэтажные хрущевки, и школы, и поликлиники с больницами.
Как пояснили в Министерстве транспорта, на прошлой неделе главный санитарный врач России подписал новую методику расчета границ 7-й зоны. По словам замминистра транспорта края Дмитрия Зотина, эта методика должна позволить «вывести» территории под школы из 7-й зоны. Однако на соблюдение всех законных процедур уйдет время минимум до конца года.
А пока для емельяновцев разговоры о новой школе звучат как сказки.
Хроническое недоверие к власти
Я провела на родительском собрании почти два часа, пообщалась с родителями до и после, прочитала, наверное, тысячи сообщений в родительском чате, созданном специально для спасения школы № 2. И вывод напрашивается один: недоверие нашего народа к действующей власти принимает какие-то катастрофические масштабы.
Например, от многих звучит мнение, что вся эта ситуация спланирована специально, чтобы новое поколение не получило полноценного образования, ибо неучами проще управлять.
Львиная доля родителей уверена, что если они сейчас согласятся на временный перевод в другие школы, то останутся в них навсегда, так как власти хотят «распихать детей куда угодно» и забыть о них. И никто уже не будет ничего строить или ремонтировать. Поэтому часть семей не хочет подписывать согласие на перевод.
Параллельно циркулирует версия, что школа, возможно, в нормальном состоянии, но ее признали аварийной, чтобы выделить миллионы на ремонт или перестройку и в процессе их «распилить».
Наконец, было предположение, что со зданием всё прекрасно, просто кому-то понадобилась земля под ним, вот и готовят к сносу.
Да простят меня жители Емельяново, но я уверена, что сильным мира сего в страшном сне не приснится заказывать подделку экспертизы фундамента, чтобы завладеть пустырем посреди одноэтажных избушек в глубине какого-то поселка.
И тут чиновники, конечно, могут обвинить людей в глупости, взбалмошности, паранойе и конспирологии. Но лучше бы было посмотреть в зеркало и признать, что когда народу врут на каждом шагу на протяжении десятилетий, то такая реакция граждан — вполне закономерна.