6 апреля во всех школах Красноярского края должна начаться новая учебная четверть. Сейчас учителя готовятся к переходу на дистанционное обучение. Мы собрали информацию о том, насколько доступна интернет-учёба в разных частях края в данный момент и где её нет совсем.
Красноярск
В краевом центре проблем со связью меньше всего. Здесь учителя активно осваивают образовательные онлайн-платформы и сервисы для видеоконференций. Ссылки на ресурсы они отправляют в родительские чаты. Дома взрослые с детьми проходят регистрацию на сайтах. Правда, не у всех получается с первого раза.
В городском управлении образования пояснили, что конкретный сайт для работы выбирает сам коллектив каждой отдельной школы, исходя из особенностей своей программы. Что касается учеников, у которых нет ни компьютера, ни смартфона, то в управлении сейчас ещё подсчитывают их количество.
Дудинка
В самом северном городе края интернет не настолько быстрый, чтобы проводить видеоконференции, однако на сайтах с заданиями ученики регистрируются так же, как везде.
— И электронные дневники заведены на детей, и обучение онлайн происходит. Но не у всех есть компьютеры. Лично в нашем классе таких нет учеников, но вообще по школе такая есть проблема, — говорит Екатерина, мама пятиклассника.
Лесосибирск
В некоторых школах четвёртая четверть началась уже 1 апреля. Одна из жительниц Лесосибирска рассказывает о первых интернет-занятиях своих детей, учеников 2 и 4 классов.
— Вот, например, выкладывают задания на Учи.ру и Яндекс.Учебник, после обеда там заниматься просто невозможно. Это надо делать с утра. Потому что в Москве пользуются теми же сайтами. Видимо, когда Москва просыпается, на 4 часа позже нас, то на эти сайты даже зайти невозможно, — говорит Мария Сафонова.
За прошедшие два дня старший сын Марии успел позаниматься в интернете русским языком и математикой. Другие предметы пока в процессе подготовки. Зато младший помимо тех же двух дисциплин ещё сдал устные задания по литературе и окружающему миру — телефонный разговор с учительницей занял 20 минут. Примерно по столько же ей, вероятно, пришлось потратить и на всех остальных учеников.
Ачинский район. Село Большая Салырь
Село Большая Салырь находится в 170 км к западу от Красноярска. В нём живёт немногим больше полутора тысяч человек, и школа здесь только одна. Её учителя отказались от известных образовательных платформ — из-за наплыва посетителей они долго загружаются, а интернет и так довольно медленный. Для общения с учениками решили использовать соцсеть «ВКонтакте». Каждый классный руководитель создаёт беседу по определённому предмету и добавляет в неё учеников.
— Они встают с утра, заходят в беседу, видят задания, выполняют. Но в нашей сельской школе много у кого нет компьютеров. Это так проблематично, прямо вообще. Приходиться звонить родителям по телефону, давать задания индивидуально, — рассказывает Елена Семёнова, учитель Большесалырской школы.
Курагинский район. Черемшанский сельсовет
В Черемшанском сельсовете перейти на дистанционное обучение помогают общественники. Василий Пацевич, руководитель проекта «Большое будущее маленьких школ» рассказывает, как волонтёры помогают тестировать онлайн-платформы. По его словам, в сельсовет входит пять населённых пунктов, в двух из них интернет 4G, в одном 3G и в ещё в двух — 2G. В последних даже аудиозвонок по вайберу сделать нельзя, не говоря уже про передачу видео. И гаджеты опять-таки нашлись не в каждом доме.
— Есть многодетные семьи, в которых пять детей и один ноутбук, уже слабенький. Возникает вопрос — как им заниматься? Примерно 30% семей — это семьи, где не хватает технического оснащения, — говорит Василий.
Каратузский район. Село Таяты
Особенно сложная ситуация там, где вообще нет никакого интернета. В селе Таяты Каратузского района отсутствует даже сотовая связь. А в местной школе при этом учится 104 ребёнка. Ещё несколько дней назад её сотрудники планировали поступать так: учителя ходят по домам учеников и бросают в почтовые ящики распечатанные на принтере задания. А потом родители или дети приносят готовые задания в школу и кладут в специальные коробки. Но после указа о самоизоляции стало непонятно, насколько такие походы будут возможны. Вот что говорит директор Таятской школы Виктор Ткачёв:
— Исходя из последнего указа, я вообще не представляю, как теперь быть. Детей не заставишь соблюдать график: один приходит без пяти минут, другой — без двух. Это всё равно будет групповой поход в школу. Так что у нас проблемно. Потому как цифровое неравенство продолжается в нашем селе.
В прошлом году правительство Красноярского края утвердило перечень населённых пунктов, где нет интернета. В нём 269 сёл и деревень. Как в них будет проходить дистанционное обучение в период борьбы с коронавирусом — сегодня утром нам рассказали в краевом министерстве образования.Там приняли решение всё же сохранить тот сценарий, при котором учителя разносят задания по домам, а родители сдают готовые работы в специальные ячейки при школе. В ведомстве рассчитывают, что люди будут соблюдать чёткий график посещений и прочие меры предосторожности. Что касается мест, где интернет есть, но слабый, то там предлагают использовать любой доступный сетевой ресурс. То есть, если работают только мессенджеры, значит, работать с учениками будут через них.
Всю необходимую информацию о коронавирусе мы собираем в специальном разделе. Оперативную информацию вы сможете найти в нашем онлайн-репортаже.