В январе свой 30-летний юбилей отпраздновал детсад № 139 на Ладо Кецховели. Первые 5 лет учреждение считалось ведомственным садом завода комбайнов, еще 5 — работало на базе школы-интерната им. Синякова. В 1999 году детсад получил статус «компенсирующего» — сюда стали принимать детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Мы прогулялись по саду с заведующей и узнали, какие болезни встречаются у детей чаще всего и как их можно лечить.
Сегодня в детсад «Катерок» ходит 177 детей, из них 171 — на полный день и шестеро — в группу кратковременного пребывания. Это дети со сколиозом, дисплазией суставов, недоразвитием конечностей, последнее время стали чаще отдавать малышей с ДЦП. Помимо основных проблем у большинства из них есть и сопутствующие диагнозы — нарушение слуха, зрения, речи, аутизм. Не все дети могут самостоятельно передвигаться. Если не хватает сопровождающих из числа сотрудников, с ребёнком ходит кто-то из родителей или родственников.
На первый взгляд в детсаду тише, чем обычно: нет гвалта и криков, бегающих по коридорам детей. Но, возможно, это лишь совпадение — в группах здесь почти в два раза меньше воспитанников, чем в обычном детсаду. Минимально допускается по 17 человек в группе, максимально — 21, с учетом тех, кто ходит в сад на неполный день.
— Когда принимали детский сад, нас было всего 9 человек. Я тогда набирала ясельную группу — у меня было 32 списочных. Сейчас, конечно, большое преимущество, что в группах мало детей, — говорит воспитатель Галина Мурашкина, работающая в детсаду со дня его основания.
Работа с детьми в «Катерке» проходит в двух направлениях. Коррекционно-реабилитационная — это всё, что связано с медициной: физиопроцедуры, массаж, ЛФК, медикаментозное лечение; и коррекционно-развивающая — уроки у логопедов, дефектологов, психологов. Каждый ребёнок занимается по своему индивидуальному расписанию в зависимости от диагноза.
Назначение детям делают врачи детсада — два раза в неделю каждого ребёнка смотрят невролог и ортопед. По словам медиков, самые распространенные диагнозы сегодня — сколиоз и плоскостопие.
— Нарушения осанки могут быть всю жизнь и никогда не перейдут в сколиоз. В таком раннем возрасте говорить, что будет резкое прогрессирование, мы можем только у небольшого количества детей. Это определяется в основном по результатам рентгенограммы и клинического осмотра. Иногда бывает, что по рентгенограмме вроде бы всё неплохо, но доктор видит клинические признаки прогрессирования, — говорит врач ЛФК Оксана Никулина.
Медики в детсаду различают два вида сколиоза — неврологический, возникающий у детей, имеющих неврологические проблемы, и истинный. Первый может пройти, если вылечить основное заболевание, при втором максимально возможное улучшение — до 10%. Но и это для многих значимый результат.
— Стабилизация, когда уже выявлен сколиоз и он дальше не развивается, — это уже положительный результат лечения. Потому что сколиоз, как правило, имеет тенденцию к прогрессированию в периоды активного роста, — говорит Оксана Никулина.
Один из методов лечения — физиопроцедуры: стимуляция, электрофорез, дарсонвализация, электросон. На физио здесь ходят до 80% детей. Еще есть массаж — точечный и классический, его проводят курсами по 10 дней 2 раза в год.
Неотъемлемая часть реабилитации детей-инвалидов — индивидуальные занятия с инструктором в тренажерном зале. Здесь есть лыжи, лодочка, степ, беговая дорожка, велосипед, штанга и карусель для коррекции вестибулярного аппарата. У каждого ребёнка свой любимый тренажер, но большинству нравятся «лыжи» и «козлик».
— Это универсальный тренажер, он задействует все группы мышц — спины, живота, рук, ног. Это благоприятно влияет на формирование мышечного корсета, — говорит инструктор по физической культуре Наталья Филиппова.
Занятия в тренажёрном зале проходят в три этапа: разминка, работа на тренажёрах и восстановление. В конце тренировки маленькая София хвастается своими успехами и показывает, как научилась ходить самостоятельно.
Для детей с менее серьезными патологиями, которые могут передвигаться самостоятельно, в саду организованы групповые занятия ЛФК. Здесь малыши прыгают лошадками, бегают «взахлест» и упражняются с обручами. На фоне прозвучавших ранее диагнозов даже кажется удивительным то, как ловко дети управляются с собственным телом.
— Обычно у нас идут 4 дня комплексных занятий и пятый день — подвижные игры. Дети уже немного устают к пятнице и очень ждут этого дня, — говорит инструктор по физической культуре Виктория Заева.
Каждый месяц тренер меняет программу, чтобы дети не заскучали и занимались с удовольствием. Главное требование к упражнениям — они должны быть симметричными для развития всех групп мышц.
После ЛФК дети обычно отправляются в бассейн для снятия напряжения с позвоночника.
— Бассейн считается лечебной процедурой для оздоровления и закаливания. Ребятишки приходят сюда уже «разогретые» после лечебной физкультуры. Проводим чисто символическую разминку и заходим в воду. Плавать конкретно не учим, но учим чувствовать воду, держаться на поверхности, — рассказывает инструктор Наталья Куликова.
Температура в детском бассейне достигает 33–34 градусов. В воде ребята собирают мячики, играют с обручами и нудлами, занимаются аквааэробикой.
Помимо физического развития, в детсаду уделяют большое внимание развитию умственному и психическому. На индивидуальные занятия к дефектологам ходят малыши, имеющие трудности с моторикой рук, анализом, сравнением, пространственной ориентировкой — например, если ребёнок путает правую и левую руку.
В небольших подгруппах проходят занятия у психолога. После непродолжительной развивающей игры педагог ведёт детей в сенсорную комнату. Там можно бегать на матах, искать ягоды в бассейне с шариками и любоваться рыбками, плавающими в гигантской лава-лампе. Последнее приводит малышей в настоящий восторг.
Ребята, имеющие трудности с речью, также ходят на индивидуальные занятия к логопеду. Педагог признаётся, что сюда не попадают те, кто просто не выговаривает согласную.
— Здесь нет детей с легкими речевыми диагнозами. У нас дети сложные. Это дизартрия, неврологические состояния, которые требуют комплексного воздействия. Мы занимаемся как постановкой звукопроизношения, чтобы речь была чистая, так и развиваем связность речи, учим составлять предложения, рассказы, пересказывать, — говорит учитель-логопед Юлия Химина.
Одна из методик, которую демонстрирует нам педагог, — составление рассказов по методике Воробьевой. Учитель читает малышу рассказ, а он фиксирует его при помощи картинок на липучке. В конце ребёнок должен будет пересказать историю, опираясь на составленную схему.
Как и в обычном детсаду, в «Катерке» есть общеразвивающие кружки — оригами, изо, музыка. Сюда дети ходят небольшими подгруппами по 8–9 человек, чтобы учителя могли найти подход к каждому ребёнку.
Музыкальный руководитель Ольга Деринг пришла в «компенсирующий "Катерок"» из обычного детсада и рассказала, что не ожидала увидеть от детей столько энтузиазма.
— Я ожидала, что дети с ограниченными возможностями не будут настолько включаться в танцы, песни. Для меня это было большим удивлением — детишки очень музыкальные, они наравне со всеми так же радуются музыке, поют, все успевают и очень любят сюда приходить. Мне самой оказалось психологически труднее, чем им, — говорит педагог.
Отдать ребёнка в коррекционный детсад можно с 3 лет через процедуру комплектования. Чтобы встать в очередь, нужно пройти медико-психолого-педагогическую комиссию и привезти заключение в главное управление образования.
Заведующая детсадом Татьяна Ерошина признается, что труднее всего попасть детям 3–4 лет, так как группа всего одна.
Руководитель также отмечает, что с каждым годом к ним в сад приходит все больше детей-инвалидов. Если в 2012-м их было 12, то сегодня уже 40. А вот коррекционные детсады и школы, наоборот, закрываются по всей стране. Детей с ОВЗ сейчас принято включать в общую образовательную среду — их отдают в обычные детсады и школы, где они оказываются на равных с теми, у кого нет нарушений. Но чаще это равенство носит лишь формальный характер — неловко танцующих детей-инвалидов редко можно встретить на сцене актового зала обычной школы, а здесь, в «Катерке», они всегда в первых рядах.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)