Экономика Почему продавцы в Красноярске так сильно настаивают на оплате по QR-коду. И законно ли это?

Почему продавцы в Красноярске так сильно настаивают на оплате по QR-коду. И законно ли это?

Узнали в Роспотребнадзоре и у юриста, насколько оправданны эти действия

В последнее время продавцы очень сильно настаивают на оплате по QR-кодам, что не может не бесить красноярцев

В Красноярске активно набирает обороты оплата с помощью QR-кода и Системы быстрых платежей, к которой он привязан. Продавцы всё навязчивее просят покупателей выбрать именно этот способ оплаты. Законно ли это и почему стоит несколько раз подумать, прежде чем соглашаться на оплату по QR-коду. Разбиралась корреспондент NGS24.RU Полина Бородкина.

«Несколько минут обрабатывала меня»

11 октября читательница NGS24.RU пришла за посылкой в пункт выдачи «СДЭК». Со слов девушки, она хотела рассчитаться банковской картой, но оператор несколько минут уговаривала ее об оплате по QR-коду. Несмотря на уговоры, оплата прошла по карте.

— У меня падает хороший кешбэк, когда я оплачиваю крупные покупки по карте, поэтому для меня было принципиально рассчитаться именно таким способом. Потому что знаю: кешбэк не упадет, если я оплачу по QR-коду, — рассказывает наша читательница. — Девушка-оператор несколько минут обрабатывала меня, настаивая на том, чтобы я оплатила свою посылку по QR-коду. Я поинтересовалась, почему именно по QR-коду. Нет терминала? Если есть, то не работает? Терминал был, и он был рабочим. Она спросила меня: «У вас кредитная карта?» Я сказала, что нет. Да даже если бы была кредитка, то какая разница?

Другая наша читательница с уговорами об оплате по QR-коду сталкивается в супермаркете «Магнит».

— Девочка-кассир умоляющим голосом спрашивает: «Не могли бы вы оплатить по QR-коду?» Нет, не могла, — негодует женщина. — Начинает напрягать такая настойчивость с оплатой таким способом. Вот мои наличные или карта, будьте добры принять одно из двух.

Еще одна читательница NGS24.RU считает такие просьбы и уговоры странными, но тем не менее, с ее слов, она иногда пользуется оплатой по QR-коду или напрямую переводит деньги за покупку по номеру телефона.

— Я покупала одежду в Love Republic на Свободном, и там попросили оплатить товар по QR-коду, хотя вот он терминал передо мной. Было странно. Но, честно говоря, лень было тыкаться в приложение банка. Очень неудобно, — признается красноярка. — Еще в «Детском мире» есть такая практика в «Комсомолле». Не могу предположить, с чем это связано, может, им так удобнее. Но покупателям точно неудобно. Хотя однажды я обрадовалась оплате по QR-коду, когда обнаружила, что забыла карту в машине. Тогда да, это был единственный вариант, чтобы не тащиться в машину из магазина. Есть местные красноярские бренды, которые просят оплатить покупки переводом, но там я вхожу в положение предпринимателей, потому что лояльно к ним отношусь и без проблем отправляю деньги из приложения банка.

Никого не принуждаем

В разговоре с корреспондентом NGS24.RU один из сотрудников общепита сказал, что в заведении, в котором он работает, есть оплата по QR-кодам, но, с его слов, на ней не настаивают ни как простые ряды сотрудников, ни начальство.

— Тут проблема заключается лишь в том, что мы, то есть те, кто работает непосредственно в заведении, этих денег не видим. Они сразу улетают на счет холдинга, как я понимаю. Поэтому нам сложно «вытащить» их оттуда. Почему это проблема: да потому, что потом не знаешь, в каком виде предоставить это бухгалтерии, — посетовал сотрудник общепита.

Судя по материалам в интернете и СМИ, консультанты и кассиры настойчиво предлагали покупателям оплату по QR-коду потому, что им доплачивали процент за это. Из опрошенных сотрудников сферы розничной торговли корреспонденту NGS24.RU никто не признался в этом.

Удобно и неудобно

После ухода Apple Pay и Google Pay встал вопрос, как еще россиянам оплачивать офлайн-покупки телефоном. На фоне этого снова стали популярны QR-коды. В России их внедрением занимаются через Систему быстрых платежей (СБП). Это способ переводить деньги между гражданами, также ее используют для покупок в интернете или офлайн-магазинах.

Но в чем плюсы для покупателей? Это может быть удобно. Особенно, когда забыл карту дома — достаточно просто открыть камеру смартфона, которая отсканирует код (если, конечно, у вашего телефона есть такая функция). Еще один вариант — открыть приложение банка, щелкнуть по строчке «Оплата по QR», навести камеру на код и — вуаля! Среди преимуществ СБП можно выделить и то, что в некоторых магазинах вам могут предложить скидку, согласись вы на оплату таким способом.

Там, где есть плюсы, есть и минусы. Многие не приветствуют такой способ оплаты из-за неудобства, которое описано выше. Более того, приложение банка может не работать из-за санкций, поэтому зайти в него будет также проблематично. Еще один из минусов — если расплачиваться кредиткой, то банк может взять комиссию и начислить проценты, как за снятие наличных. Ну и главный минус — не все банки начисляют кешбэк, о котором говорила наша первая читательница.

Выгодно, но не вам

В этой ситуации выигрывают только магазины, потому что они могут обходиться без платежных терминалов. То есть они не платят за его установку и техническое обслуживание и экономят на эквайринговой комиссии.

Банк России стал инициатором и оператором СБП, чтобы снизить издержки бизнеса и потребителей на безналичный оборот. В отличие от платежей по картам, которые обслуживают платежные системы, в новой системе комиссии жестко ограничены Банком России. Соответственно, продавцы в новом способе оплаты заинтересованы потому, что это дешевле карточных платежей. Для них это еще и проще.

Обязан быть выбор

Согласно действующему законодательству, продавец обязан предоставить потребителю право выбора способа оплаты услуги, сказали NGS24.RU в краевом управлении Роспотребнадзора. Это могут быть как наличные, так и безналичные способы оплаты. В управлении отметили, что продавец не имеет права отказывать в способе оплаты, который удобен покупателю. Если это все-таки произошло, то покупатель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

Можно пожаловаться

Продавец не может сказать клиенту, что он принимает в качестве оплаты только наличные деньги, карты или QR-коды, говорит юрисконсульт Екатерина Конюхова. В противном случае это является нарушением Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300–1. Однако есть исключения. Если наличные должны принимать всегда, то в случае с безналичный расчетом могут быть исключения. Например, если терминал вышел из строя и принять оплату по карте невозможно.

Если вас ограничивают в способах оплаты, можно сделать следующее:

  1. Согласиться, если есть преимущества в скидках или бонусах.

  2. Отказаться от покупки и совершить ее в другом месте, где не нарушают права покупателей.

  3. Подать претензию директору магазина, а затем жалобу в Роспотребнадзор в связи с нарушением прав.

  4. Найти альтернативные способы покупки данного товара.

— Вероятнее всего, что после претензии директору магазина вопрос с оплатой товара разрешится, и маловероятно, что директор магазина захочет, чтобы подали жалобу в Роспотребнадзор, так как может быть назначена внеплановая проверка, в результате которой в магазине могут быть установлены и иные нарушения. А если будет установлено, что покупателя ограничили в правах, то должностное лицо может быть привлечено к штрафу от 15 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 14.8 КоАП), — пояснила юрисконсульт Екатерина Конюхова.

Ранее мы рассказывали, как быть с подростками, которые осознанно не платят за проезд.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства