Экономика Кризис-2024 Когда будем снова платить телефонами? Почему запуск «СБПэй» постоянно откладывается

Когда будем снова платить телефонами? Почему запуск «СБПэй» постоянно откладывается

ЦБ придумал отечественную систему бесконтактной оплаты, но ее запуск затянулся

После отключения в России Apple Pay и Google Pay расплачиваться с помощью смартфонов стало проблематично

После начала спецоперации возможности оплачивать покупки с помощью телефона для россиян резко сократились — Apple Pay и Google Pay перестали работать в России, системы Visa и MasterCard тоже ушли из страны. Но остались другие приложения, которые могли позволить это сделать, правда, их не так много. В конце мая Банк России заявил о том, что NFC-технология появится и в Системе быстрых платежей — в приложении «СБПэй». С тех пор прошло почти полгода, но эта функция так и не заработала. В чём же дело?

Приложение «СБПэй», по данным Google Play, было выпущено 6 апреля 2021 года. ЦБ еще тогда обязал банки-участники Системы быстрых платежей, куда входят Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф» и много других крупных банков, подключиться к сервису с 1 апреля 2022 года (в итоге это условие не было выполнено). На 26 октября к приложению подключились 167 банков. По данным аналитического центра НАФИ на 3 марта 2021 года, наиболее популярным платежным сервисом среди россиян был Google Pay (его использовали 32% совершавших бесконтактные платежи), на втором месте — Apple Pay (30%), на третьем — Samsung Pay (17%).

С чего всё началось

18 мая во время просветительского марафона «Новые горизонты» первый заместитель председателя ЦБ РФ Ольга Скоробогатова сообщила, что Банк России запустил оплату в Системе быстрых платежей с помощью NFC-технологии. Благодаря этому товар можно оплатить бесконтактно с помощью смартфона и установленного приложения «СБПэй».

— Буквально на днях мы запустили опцию NFC, когда вы можете с помощью мобильного телефона, прикладывая, оплатить тоже с помощью СБП ту покупку, которую вы делаете, например, в кафе или в какой-то торговой сети, — привели слова Ольги Скоробогатовой в ТАСС.

Правда, в итоге оказалось, что опция на самом деле не запущена. В Национальной системе платежных карт (НСПК), являющейся оператором Системы быстрых платежей, пояснили, что о сроках реализации будет сообщено дополнительно, поскольку сейчас банки и торгово-сервисные предприятия «работают над внедрением технологии на своей стороне».

Изначально крупнейшие и популярные российские банки должны были подключиться к приложению с 1 апреля, затем этот срок передвинули на 1 июля. Сейчас в ЦБ утверждают, что большинство банков реализовали функционал оплаты товаров и услуг при помощи «СБПэй».

— На эти процедуры было отведено достаточно времени, с учетом предоставленной Банком России возможности завершить настройку систем позднее нормативного срока, — отметили в Центробанке. Речь идет о том, что исходно банки должны были подключить «СБПэй» к 1 апреля, но получили отсрочку.

— Принимая во внимание запрос бизнеса на необходимость снижения издержек на прием безналичной оплаты, мы рассчитываем, что банки завершат все необходимые доработки на своей стороне в ближайшее время, — добавили в ЦБ, заверив, что с теми, кто не выполнил требования регулятора, «ведется работа, в том числе применяются надзорные меры». Но какие именно меры применяются, в Банке России не уточнили.

Впрочем, такое нежелание некоторых банков работать с новым приложением смущает не всех. Экономист Георгий Остапкович заявил, что не видит ничего страшного в этой задержке.

— Когда начинает создаваться любая продукция, появляются значительные преграды и издержки, — пояснил эксперт. — Да, они столкнулись с проблемами, как все, кто производит новый продукт. Надо взять паузу, возможно, здесь задействована масса составляющих, которые работают из-за рубежа. Может быть, они боятся, что в любой момент в каком-нибудь 13-м пакете санкций могут всё это отрубить, как у нас отрубали приложения Сбера и ВТБ. Я не думаю, что это чисто отечественный продукт, поэтому задача требует сложных решений, и я здесь не вижу какого-то бюрократического изыска.

Как эта система работает?

В июне 2021 года глава НСПК Владимир Комлев в интервью ТАСС рассказывал об одном из способов бесконтактной оплаты с помощью смартфона через «СБПэй» — через QR-код. Запуск оплаты с помощью NFC должен был произойти в феврале, но тогда эта функция всё еще не работала.

Само приложение достаточно простое в использовании. После скачивания нужно авторизоваться через Google-аккаунт (для пользователей Android) или Apple ID (для тех, у кого iPhone). На выбор предоставляются более 160 банков, среди крупнейших — Сбер, «Райффайзен», ВТБ, «Русский стандарт», «Почта Банк», «Примсоцбанк», «Совкомбанк», «Открытие» и «Промсвязьбанк». Если у вас есть открытые счета в каких-либо банках, они будут показываться в самом верху списка, чтобы их можно было привязать сразу же, без лишних поисков. Привязка происходит через приложение банка — если у вас несколько счетов, можно привязать каждый по очереди.

Так выглядит оплата через NFC в приложении — правда, дальше этого дело не зайдет

На главном окне приложения можно увидеть номер активного счета, а также два способа бесконтактной оплаты — с помощью QR-кода или NFC. И если главная проблема оплаты с помощью QR-кодов — отсутствие таких кодов в магазинах, то функция NFC не работает в самом приложении. При попытке оплатить покупку таким способом вас автоматически отправляет на другое схожее работающее приложение (например, «Мир Pay»). Кроме того, в настройках смартфона в разделе NFC нет приложения «СБПэй» для установки как способ оплаты по умолчанию.

В списке платежных приложений нет «СБПэй»

NFC-первопроходцы

Несмотря на то, что функция оплаты с помощью NFC в приложении не работает, некоторые банки находят нестандартные решения этой проблемы. Например, в пресс-службе «Промсвязьбанка» сообщили, что предоставили предпринимателям возможность принимать платежи за товары и услуги бесконтактно через смартфон. Проще говоря, покупателю нужно будет приложить свой смартфон к смартфону продавца (и у обоих должна быть функция NFC). Как сообщили в банке, это осуществляется благодаря технологии SoftPOS, которая делает из обычного телефона платежный терминал — для этого продавцу нужно установить приложение Tap2go.

— ПСБ на базе SoftPOS разработал решение, которое позволяет малому и среднему бизнесу при использовании Системы быстрых платежей передавать покупателю динамический QR-код, обновляемый при каждой транзакции, через встроенный модуль NFC, поэтому у покупателя нет необходимости тратить дополнительное время на сканирование предоставленного продавцом QR-кода, — рассказал вице-президент, директор департамента эквайринга «Промсвязьбанка» Никита Хомутов. — Ему достаточно приложить свой телефон к смартфону продавца и получить платежную ссылку привычным способом по аналогии с оплатой банковскими картами. Такой подход упрощает взаимодействие продавца с покупателем и позволяет вернуться к бесконтактному способу приема платежей.

Этот способ позволяет задействовать функцию оплаты через NFC в приложении «СБПэй» как владельцам смартфонов с iOS, так и c Android (правда, последние могут провести оплату и через приложение своего банка).

А в банке «Русский стандарт» сообщили о том, что улучшили сервис приема платежей по QR-коду. Теперь в коды встроена NFC-метка, которые можно размещать в кассовой зоне перед покупателями. Для оплаты заказа нужно будет лишь приложить смартфон к коду с NFC-меткой — после этого автоматически откроется приложение «СБПэй» для подтверждения платежа. При этом оплату можно провести, просто отсканировав QR-код через «СБПэй» либо приложение своего банка.

Почему же некоторые банки так неохотно развивают возможность бесконтактной оплаты через «СБПэй»? Эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков считает, что приложение — пока не очень популярный продукт для банков, поскольку они многие годы вкладывались в развитие карт и хотели бы продолжать получать от них доходы.

— Банки просто не заинтересованы предлагать клиентам новый сервис, особенно при комиссионных доходах от карт, значительно превышающих потенциально возможные от «СБПэй», — считает эксперт. — Поэтому некоторые банки никуда не спешат, предпочитая объяснять задержку техническими сложностями и, возможно, даже заплатить штраф, нежели тратить время и деньги на невыгодный с коммерческой точки зрения продукт. Вызывает сомнения и идея, что «СБПэй» увеличит активность клиентов, ведь само подключение не предполагает автоматических инвестиций на продвижение этого сервиса.

Что еще почитать по теме

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления