Китай уже три месяца почти не принимает лесоматериалы из Красноярского края и некоторых других регионов Сибири. С декабря предприятия лесного комплекса края накопили порядка 700 тысяч кубов древесины, которую планировалось отправить в Китай. Об этом NGS24.RU сообщил глава Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев.
— Убытки серьезные. Склады переполнены пилопродукцией. Груженные лесом контейнеры стоят на станциях и пограничных переходах. Поступления выручки нет. Отправить этот лес в другие страны или регионы нельзя, потому что контракты на поставку заключены с китайскими предприятиями, и эти контракты надо выполнить, — рассказал Олег Дзидзоев.
По его словам, китайские компании готовы принимать продукцию, но их таможенные пункты пропускают ее в мизерных количествах. В чем причина — лесопромышленникам не объясняют.
В правительстве края не смогли прокомментировать эту ситуацию.
Зато мы смогли получить комментарий от Красноярской железной дороги. В пресс-службе сообщили, что КрасЖД также терпит убытки из-за снижения экспортных перевозок, и рассказали о причинах ограничений:
— Начиная с декабря 2020 года по настоящее время ограничения связаны с мерами по недопущению ввоза в Китай коронавирусной инфекции, введенными властями Поднебесной. В частности, с января 2021 года Китай не принимает российские сертификаты о дезинфекции груза и контейнеров для его перевозки. По новым правилам на этапе пропуска тестирование, забор проб и санобработка грузов и контейнеров проводятся только китайской стороной — специалистами Главного таможенного управления Китая. Поезд без обработки не может быть пропущен на погранпереходе внутрь КНР, — сообщили NGS24.RU на железной дороге.
Все последние годы лесопереработчики края отправляли древесину в Китай в основном через погранпереход Наушки в Бурятии. В январе-феврале, когда там скопилась очередь товарных поездов из-за короновирусных проверок (конвенционные ограничения объявлялись Китаем за это время 11 раз, в общей сложности пропуск грузов через погранпереход Наушки не осуществлялся 75 дней), составы стали отправлять дальше на восток — к другому погранпереходу. Он находится в Забайкальске, это 1200 км по железной дороге от Наушек. Но вскоре трудности возникли и там. С марта часть составов направили уже через погранпереходы в Приморье и в Казахстане. Приморский пункт находится в 4700 км от Красноярска, а казахский — в 2100 км. Там тоже действуют ковидные ограничения, но в этих пунктах меньше очередь на обработку, и конвенционный запрет на прием и пропуск российских поездов пока Китаем не объявлялся.
Таким образом, составам из Красноярского края приходится делать большой крюк по России, а потом и по Китаю, что приводит к огромным убыткам и у леспоромышленников, и у железнодорожников.