В понедельник, 28 января, в России, в том числе в Красноярске, состоялся первый в истории онлайн-торговли «Киберпонедельник». Крупные ритейлеры устроили масштабную распродажу на покупки через интернет. Акцию решили проводить в последний понедельник января, потому что в России на декабрь приходится пик продаж, а первый месяц нового года — это фактически мертвый сезон для розничных сетей. Первым и пока единственным участником федеральной акции в Красноярске стал интернет-магазин CELLER.RU (ООО «Цифровой ПАПА»). Корреспондент НГС.НОВОСТИ попытался выяснить, как прошло мероприятие у нас в городе и почему не все интернет-магазины приняли в нем участие.
Справка: «Киберпонедельник» — это понедельник, наступающий после так называемой Черной пятницы, которая дает старт сезону распродаж в Соединенных Штатах, между Днем благодарения и Рождеством. Если Черная пятница ассоциируется с традиционным пиком продаж в розничной торговле в обычных магазинах, то «киберпонедельник» обозначает напряженный день в интернет-сегменте розничной торговли, в онлайн-магазинах, которые предлагают товары по сниженным ценам. В 2012 году, по данным IBM, выручка 500 крупнейших американских интернет-ритейлеров в «киберпонедельник» была на 30 % выше, чем в 2011 году. (Данные «Ведомости»)
Как сообщает издание «Ведомости», акцию решили поддержать шесть компаний, входящих в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ): Wikimart, Enter, «Белый Ветер Цифровой», «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо». Они реализовывали через свои интернет-магазины товары со скидкой до 70 %.
Местные игроки предоставляли скидки гораздо скромнее. По словам директора по электронной коммерции компании CELLER.RU Николая Трегубова, их интернет-магазин выставил около 30 товаров со скидками от 5 до 50 %, преимущественно смартфоны. Так, например, Apple iPhone 4S 16Gb со скидкой 10 % можно было приобрести за 21 390 руб. На сегодняшний день он стоит 23 290 руб. Сотовый телефон Sharp 930W в день распродажи стоил 18 700 руб., а 30 января — уже 21 990 руб.
Первая всероссийская распродажа вызвала большой ажиотаж: например, поисковик Яндекс по запросу «киберпонедельник Краснояркс» выдавал 4 тыс. ответов. Кроме того, «распродажа по-русски» подняла множество споров и обвинений в мошенничестве. Так, по данным деловой газеты «РБК», в социальных сетях и других сетевых ресурсах разразился настоящий скандал. Пользователи выкладывали скриншоты сайтов компаний — участниц акции, на которых отображался товар с ценой до скидки и после скидки, а также ссылки в кэше Яндекса с тем же товаром, который за день или несколько дней до «киберпонедельника» стоил дешевле, чем в день «тотальной распродажи».
«Многие думали, что мы накрутили старые цены на сайте, а потом снизили. Это абсолютная неправда: по кэшу Google можно проверить все цены, они зафиксированы», — отрекся от действий федеральных игроков г-н Трегубов.
Генеральный директор коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» Егор Егошин ситуацию с обманом покупателей посчитал недопустимой и увидел ее причины в том, что «на волне ажиотажа организаторы хотели получить максимальную прибыль». «Я уверен, что руководители сетей не хотели никого обманывать ни в коем случае, это огрехи в работе менеджеров среднего звена, — рассказал НГС.НОВОСТИ г-н Егошин.
— Обманом потребителей они убили «киберпонедельник» в России, теперь нужно придумывать что-то новое».
В Красноярске в первом российском «киберпонедельнике», по данным корреспондента НГС.НОВОСТИ, принял участие только один интернет-магазин. «Нам было бы интересно принять участие в подобной акции, если бы мы знали о ней заранее, — в частности, посетовала маркетолог сети магазинов «Эльсити» Елена Высоцкая. — Думаю, мы готовы были бы предоставить скидки на популярные товары, заказываемые через интернет: детское питание, подгузники, косметику и подобные».
Другие участники красноярского интернет-рынка не заинтересовались «киберпонедельником» по экономическим причинам.
«В нашем интернет-магазине представлены и без того низкие цены, приближенные к оптовым. Иногда покупатели, приходящие в розничный магазин даже с дисконтной картой, все равно делают именно онлайн-заказ», — размышляет представитель компании «Быттехника» Егор Сметанов.
Несмотря на до сих пор неутихающие споры вокруг акции, можно сказать, что эффективность «киберпонедельника» превысила ожидания ритейлеров. По словам Николая Трегубова, 28 января трафик на их сайт был выше, чем в любой из дней 2012 года, а количество заказов сопоставимо по количеству с заказами последней недели декабря.
Активный интернет-пользователь и красноярский бизнесмен Юрий Богомаз считает, что интернет-торговле есть куда развиваться: «Пока нет системы оплаты, карты принимают не все магазины. Но уже стало лучше, чем пять лет назад. Я допускаю, что, возможно, через некоторое время онлайн-торговля вытеснит офлайн-магазины. Однако это будет, когда вымрет поколение людей, которое привыкло «щупать» товар руками, и будут развиты необходимые для этого инфраструктуры».
Юлия Глушко
Фото thinkstockphotos.com