
В канун выборов, 9 сентября, в ходе прямой линии губернатор Красноярского края Александр Усс заявил о том, что сделает всё чтобы остановить «варварскую эксплуатацию» красноярских рек и лишить лицензии недобросовестных золотодобытчиков. Но пока официальных распоряжений на этот счет не было. В нашем материале про страдающий от золотодобытчиков поселок Колбинский мы обещали узнать, что именно имел в виду губернатор, — написали официальный запрос. Ответ получили от краевого Минприроды.
В документе привели отчет о работе инспекторов экологического надзора министерства. Так, с мая они обследовали водоемы семи районов: Каратузского, Курагинского, Ермаковского, Северо-Енисейского, Мотыгинского, Енисейского, Партизанского. При обследовании выявили загрязнения рек Сисим, Чибижек, Мины (Партизанский район), Малой Жаймы (Манский район).
В августе инспекторы вместе с другими ведомствами проверяли работу золотодобытчиков в устьях рек с самолета, выявили загрязнения воды в Манском, Партизанском, Саянском и Рыбинском районах. А до конца октября продолжат авиаобследования Курагинского, Каратузского, Манского, Балахтинского, Партизанского, Саянского, Рыбинского, Сухобузимского, Енисейского, Казачинского, Северо-Енисейского, Мотыгинского районов.
— По золотодобывающим предприятиям, подлежащим региональному экологическому надзору, министерство проводит внеплановые проверки, согласованные с прокуратурой края, и подает исковые требования в суд о приостановке их деятельности до устранения выявленных нарушений, — говорится в ответе министерства природы.
Достаточно ли только проверок, чтобы выполнить обещание губернатора — вопрос. К примеру, эксперт WWF России, координатор международной экологической организации «Реки без границ» Александр Колотов накануне рассказывал нам, что обычно рядовых мер, которые традиционно предпринимают в регионах, не хватает для исправления ситуации. Ведь основные источники проблемы — сложности с мониторингом загрязнений и слишком легкий процесс получения лицензий на золотодобычу — достаточно зарегистрировать ИП.
— Он собирает все документы, и отказать в добыче ему никто не может. Предприниматели берут в лизинг тяжелую технику, отрабатывают участок и уезжают. Этого хватает, чтобы закрыться в плюс. Как стервятники, пытаются уничтожить и изуродовать все новые реки, — объяснил эксперт.
По его словам, реальное улучшение экологической ситуации происходит лишь там, где принимают более кардинальные решения. Так, в Камчатском крае с 1 сентября ввели мораторий на добычу рассыпного золота в нерестовых реках и те, кто уже получил лицензии, начали возвращать их государству. Еще один положительный опыт — Кузбасс, где ввели запрет на выдачу лицензий на добычу рассыпного золота по упрощенной схеме.
По данным Роснедр, за последние пять лет в Красноярском крае было выдано 74 лицензии на добычу рассыпного золота. Больше всего — в 2016 году — 17 лицензий.
В конце сентября прокуратура остановила работу золотодобывающей артели из-за загрязнения притока Маны — реки Кувай, оштрафовав компанию «СибСельМаш» почти на миллион рублей. О том, как живет поселок Колбинский по течению этой загрязненной реки, мы писали в большом репортаже.