
Так выглядит вырубка рядом с селом Мельничное
Фото: житель Ирбейского района / NGS24.RU
Поделиться
В редакцию NGS24.RU обратились жители села Мельничное Ирбейского района с жалобой на вырубку ближайшего к их жилью леса. Они писали обращения во многие инстанции, но везде получили ответ, что вырубка не противоречит закону.
Мы связались с главой сельсовета Олегом Охримовым. И он рассказал нам о простой и вполне рабочей схеме, которую используют предприниматели по всему краю. Эта схема позволяет дешево валить и продавать лес безо всяких разрешений и без последующей рекультивации участка, не выходя при этом за рамки закона.
Приводим его рассказ полностью.
— Ситуация такая: огромные территории в нашем районе и во многих районах края — это земли бывших колхозов и совхозов. И все бывшие колхозники и их наследники имеют право на пай в этих землях. Пай не привязан ни к каким конкретным координатам на местности, это такое абстрактное понятие. Если человек хочет заниматься сельским хозяйством, то он обращается в Росреестр и просит выделить ему этот пай в виде реального земельного участка.
Естественно человек просит землю в таком месте, где более или менее ровная плодородная почва. Ему выделяют в собственность конкретный участок, с четкими границами, присваивают участку кадастровый номер, и дальше собственник начинает там вести хозяйство, что-то сеять, например.
А если человек не хочет заниматься хозяйством, то он обычно продает этот пай. Что делают бизнесмены: они покупают пай у бывшего колхозника, обращаются в тот же Росреестр и также просят им выделить участок в натуральном виде. Но они просят выделить в таком месте, где растет лес. И им выделяют, потому что нет законных причин для отказа. Ведь это территория бывшего колхоза, значит, пайщик имеет на нее право.

Озеро рядом с селом. Лес вокруг него тоже вырубят, не тронув только 50-метровую водоохранную зону
Фото: житель Ирбейского района / NGS24.RU
Поделиться
Выделенный участок имеет исключительно сельскохозяйственное назначение. И никакого другого. Но чтобы сделать на месте леса поле, этот лес надо вырубить. Поэтому новый собственник может рубить деревья, не получая никаких специальных разрешений. По постановлению правительства РФ
Теперь смотрите внимательно, что происходит дальше. Когда предприниматель арендует у государства часть леса под вырубку, то он потом обязан убрать порубочные остатки, обязан рекультивировать участок после использования, например, оплатить высадку новых деревьев. А хозяин сельхозучастка по закону ничего такого не должен. Поэтому он просто вырубает лес на своей территории, продает древесину и бросает это место. И остаются поля пеньков. Никто эти пни не корчует, никто там ничего не сеет. Сколько раз я видел эту схему — ни один такой приобретатель леса никогда не использовал вырубленную территорию под посев.
И вот сейчас очередная такая рубка оказалась вплотную к селу. Один наш местный житель то ли продал свой пай, то ли дарственную написал. По этому паю один человек получил в собственность 45 гектаров. А на них полноценный хвойный лес, с грибами, ягодами, краснокнижными цветами.
Видео: житель Ирбейского района / NGS24.RU
И у нас большая социальная напряженность по этому поводу. Люди разуверились во власти и во всем вообще. Когда они обращаются к государству за разрешением на заготовку дров, то им выделяют участки в зависимости от диаметра, возраста и вида деревьев, и эти участки далеко от села, туда надо ехать. А тут практически перед их домами люди заготавливают строевой лес — и ничего. Они видят это супернесправедливым.
Или вот: у нас есть Сельхознадзор, который должен следить за использованием земель сельхозназначения. Его специалисты смотрят за пахотными землями, видят у кого-то сорняки, у кого-то — еще что-то и составляют протоколы. А когда я прошу их посмотреть вот эти вырубленные участки, то они говорят: «Нет-нет! Это лес! Это в Министрество лесного хозяйство обращайтесь». А в Минлесхозе говорят, что сельхозучастки к ним отношения не имеют.
Это проблема общая для всей Сибири. У нас очень много таких «белых пятен» на карте. Это земли бывших колхозов, совхозов, земли госзапаса, которые в лесной фонд не включены, а на самом деле на них растет лес. Например, в нашем Ирбейском райне последний раз лесоустройство (учет лесной растительности. — Прим. ред.) было в 1985 году. Хотя по идее раз в 10 лет должны проводить.
Редакция NGS24.RU направит официальный запрос в Россельхознадзор.