Единственный полигон для сбора мусора с Красноярска и окрестностей готовят к реконструкции и расширению. С середины апреля идут общественные обсуждения проекта реконструкции, а именно степени влияния его на окружающую среду. Из-за ковида они проходят в виде опроса всех желающих — заполнить специальный опросный лист можно до 17 июня. Мы изучили проектную документацию и рассказываем об основных изменениях, которые готовят на полигоне «Автоспецбаза».
Начинается всё с того, что современный полигон под Красноярском начали эксплуатировать еще в 1987 году. Через 30 лет площадь размещения отходов составила 261 тысячу квадратных метров. Проектом реконструкции ее хотят увеличить еще на 145 тысяч квадратов. В год планируется принимать 620 тысяч тонн отходов. Из них 350 тысяч тонн — это твердые коммунальные отходы, 105 тысяч тонн — промышленные отходы, 35 тысяч — крупногабаритные отходы и 130 тысяч — золошлаковые отходы, которые хотят использовать как изоляцию между слоями других отходов. Также каждую зиму сюда будут свозить 100 тысяч кубов снега с городских дорог.
В случае утверждения проекта реконструкцию «Автоспецбазы» специалисты готовы завершить за один календарный год, однако сроков начала работ никто не называет. В «Автоспецбазе» NGS24.RU сообщили, что после реконструкции полигон сможет принимать отходы еще 10 лет. А вот строительство мусоросортировочного комплекса на этой территории считают нецелесообразным.
— Реконструкция полигона предусматривает частичную планировку с выравниванием и уплотнением уже размещенных отходов, устройство защитного противофильтрационного экрана, устройство очистных сооружений поверхностного стока и фильтрата полигона, устройство новой административно-хозяйственной зоны с боксами для обслуживания и ремонта техники, установку ограждения по периметру объекта размещения отходов.
С 2020 года в рамках заключенного договора с региональным оператором Красноярской правобережной агломерации на полигон поступают отходы, уже прошедшие сортировку. Планируется строительство мусоросортировочного комплекса в Красноярской левобережной агломерации. Поэтому размещение мусоросортировочного комплекса в рамках реконструкции полигона нецелесообразно, — говорят на предприятии.
О новом проекте реконструкции единственного мусорного полигона для Красноярска мы спросили эколога, председателя Ассоциации экологических расследований Павла Гудовского. Он заметил, что в первый раз проект реконструкции (ОВОС) выносили на обсуждение в конце прошлого года, и в нем была мусоросортировка. Сейчас ее убрали и ограничиваются обычным расширением территории для размещения отходов.
— Результат «мусорной» реформы таков, что никто из бизнеса не хочет вкладываться в эту сферу, мы делали запрос в Минэкологии относительно инвестпроектов, а их просто нет. У меня вызывает опасения тот факт, что ничего нового мы не строим, мы всё пытаемся лепить конфету из того, что есть. Причем никто не обращает внимания на дачников, на фермеров — там же вокруг это всё сельхозземля.
Правильно делать такие объекты в промышленной зоне, которой у нас очень много. За КрАЗом много таких площадей, которые уже непригодны для выращивания каких-либо культур. Санитарная зона завода в сторону Кубеково — 3 километра. Но строят там, где удобнее, там, где уже есть свалка, — говорит Гудовский.
Недавно мы писали, что на полигоне «Автоспецбазы» нашли несколько нарушений проверяющие из Росприроднадора. В апреле городские депутаты потребовали вернуть предприятие в собственность Красноярска. Решение пока не принято.
Первые итоги так называемой «мусорной» реформы, когда каждый регион поделили на кластеры, а вывозом мусора начали заниматься регоператоры, мы подводили в начале прошлого года. Переход на новую систему, напомним, в Красноярске сопровождался продолжительным невывозом мусора и протестами. Сейчас вывоз удалось наладить, но вот инфраструктуры пока не хватает. Причем речь идет не о современных полигонах или мусоросортировках, а о контейнерах и площадках для них. Новой реформой предполагается строительство мусоросортировочных комплексов, но ни одного пока не построено.