Экология Ядохимикаты для Красноярска «Это те же химикаты, что отравили Камчатку»: в Красноярске будут хранить 900 тонн опасных пестицидов

«Это те же химикаты, что отравили Камчатку»: в Красноярске будут хранить 900 тонн опасных пестицидов

Рассказываем, почему опасения красноярцев оправданы

Полигон для хранения ядохимикатов находится рядом с дачным кооперативом, в котором постоянно живут люди | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUПолигон для хранения ядохимикатов находится рядом с дачным кооперативом, в котором постоянно живут люди | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Полигон для хранения ядохимикатов находится рядом с дачным кооперативом, в котором постоянно живут люди
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

В Красноярск из Амурской области привезут 900 тонн ядохимикатов — компания «Зеленый город» выиграла тендер на их транспортировку и хранение на полигоне «Серебристый». Он находится всего в двух километрах от Красноярска, в непосредственной близости от нескольких дачных кооперативов. Корреспондентка NGS24.RU Саша Симутина поговорила с жителями этих мест, врачами и экологами. Она выяснила, что за вещества везут в город и насколько они опасны для людей и природы.

Источник:
Надежда Александрова

«Знал бы про полигон, не купил бы дом»


Мы выезжаем из города в районе Водников, проезжаем дорожный знак с перечеркнутым названием города, едем по Монтажников мимо строящихся дач. За шлагбаумом — две дороги. Одна ведет в СНТ «Содружество», вторая — к полигону «Серебристый». Воздух за городом пока свежий, снег хрустит, вокруг тихо.

В отличие от города, снег здесь чистый и белый | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUВ отличие от города, снег здесь чистый и белый | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
В отличие от города, снег здесь чистый и белый
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

В СНТ «Содружество» постоянных жителей мало — в основном сюда приезжают на выходные отдыхать от суеты и дышать лесом. Чужие сюда забираются редко. Поэтому охранник к нам отнесся настороженно. Но, когда узнал, зачем мы здесь, смягчился.

Признается, что соседству с полигоном не рад. Узнал про то, что здесь будут хранить 900 тонн пестицидов, недавно и этим фактом очень возмущен. По его словам, грузовики к полигону проезжают редко — последний раз видел года два назад.

Юрий — председатель СНТ «Содружество», и жить с ядохимикатами под боком ему не хочется | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUЮрий — председатель СНТ «Содружество», и жить с ядохимикатами под боком ему не хочется | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Юрий — председатель СНТ «Содружество», и жить с ядохимикатами под боком ему не хочется
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

Один из немногочисленных постоянных жителей СНТ — Юрий, он председатель садового общества. На наш настойчивый стук в дверь отзывается не сразу — спал после ночной смены.

— Когда покупали здесь дом, не знали, что рядом находится полигон, — наверное, не купил бы, если бы знал. Место нравится, здесь воздух чистый и от города недалеко, детей возим в школу. Когда услышал, что к нам эти 900 тонн привезут, вообще решили — всё перекопаем, чтобы не везли к нам. Сейчас мы с председателями других садовых обществ собираемся писать документ и обращаться во все инстанции, чтобы отстоять место, — делится председатель.

Вид на город с СНТ «Содружество» — черное небо сюда не доходит, зато его отлично видно | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUВид на город с СНТ «Содружество» — черное небо сюда не доходит, зато его отлично видно | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Вид на город с СНТ «Содружество» — черное небо сюда не доходит, зато его отлично видно
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

В городе у Юрия две квартиры, но жить там он не хочет — здесь нравится чистый воздух и близость к городу. А еще то, что все друг друга знают — он даже машину на ночь не закрывает, так как привык, что здесь безопасно. Детей возит в ближайшую школу, которая находится в 4 км от СНТ и, соответственно, от полигона. Теперь уже хочет продать дом.

— Я был на этом полигоне, там никакой специальной инфраструктуры для хранения нет — обычные бочки. Их надежность вызывает сомнения. Фуры видел, но один раз всего, года 2–3 назад. Опасаемся, что попадет это всё в сточные воды, у нас здесь скважина, из которой мы воду берем. А еще нам из-за этого полигона не дают отмежеваться. Мы хотели полностью отмежевать наше общество, границы установить, а нам не подписывают документы на межевание из-за этого полигона, — возмущается Юрий.

Место, где уже хранятся пестициды, выглядит так. Возникают вопросы: а хватит ли места еще 900 тоннам?  | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUМесто, где уже хранятся пестициды, выглядит так. Возникают вопросы: а хватит ли места еще 900 тоннам?  | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Место, где уже хранятся пестициды, выглядит так. Возникают вопросы: а хватит ли места еще 900 тоннам?
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

После обмена телефонами он добавляет меня в чат в Viber СНТ «Содружество», где люди обсуждают, как будут отстаивать свой полигон. Начать намерены с составления петиции. Если это не поможет — готовы перекрывать дорогу.

«Содружество» — ближайшее товарищество к полигону, но не единственное в округе. Завозу ядохимикатов там тоже не рады. Даже те, кто покупал здесь дачи пару лет назад, или не знали о близости полигона, или знали, но устаревшую информацию.

Люди покупали дома в этом районе ради чистого воздуха | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUЛюди покупали дома в этом районе ради чистого воздуха | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Люди покупали дома в этом районе ради чистого воздуха
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

— Нам говорили, что он замороженный, но чтобы сюда селитру везли — я не знал! И КАМАЗов тут никаких не видел, видел только, что «Газели» ездят. Когда узнали из новостей, что сюда привезут пестициды, испугались, конечно. Если это селитра, она взорваться может! Да и если другие ядохимикаты, в соседстве с ними приятного мало, — недоволен местный житель Станислав.

«Мало ли что вы там в школе учили!»


Въезд на полигон выглядит ненадежно — ворота из тонкой проволоки, флегматичный охранник и смешная ушастая собака, сторожевой пес из которой явно так себе. На въезде сталкиваемся с депутатами от ЛДПР, которые выезжали на полигон с проверкой. Директор на тот момент уже уехала.

Въезд на полигон  | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUВъезд на полигон  | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Въезд на полигон
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

Депутат Алексей Бойков говорит, что специально не стал предупреждать директора о визите заранее — позвонил утром и уведомил, что они приедут. По его словам, на полигоне, где хранятся уже свезенные сюда отходы, чувствуется резкий химический запах, как от краски для волос.

— Мы думали, здесь всё лучше организовано. А на деле это просто бочки. Место, где будут эти 900 тонн храниться, укрыто крышей из профильного металла, который частично прогнулся, частично засыпан снегом, — удивляются депутаты.

Бойкову удалось снять место для хранения изнутри.

Источник:
Алексей Бойков

А так это выглядит снаружи.

Источник:
Александр Глисков

Возникает вполне резонный вопрос: а знают ли те, кто выбрал «Зеленый город» победителем тендера на размещение отходов, как это всё выглядит. Заказчиком услуги является государственное бюджетное учреждение «Экология» из Амурской области. Директор Василий Офицеров нашему звонку явно не рад, разговаривает снисходительно и очень резко.

— У вас «Зеленый город» давно работает? Что-то раньше люди не переживали, раньше не волновались. Я не понимаю этих людей, никакой там опасности нет, всё это применяется в сельском хозяйстве. Я видел, что из себя представляет это место. Вы специалист? Вы не специалист, вы не знаете особенностей, не знаете соединений. Мало ли что вы там в школе учили, — убеждает нас чиновник в безопасности химикатов, которые пытается отвезти на расстояние в тысячи километров от собственного региона.

Депутатам Елена Чернявская показала это место как то, где будут храниться пестициды | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUДепутатам Елена Чернявская показала это место как то, где будут храниться пестициды | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Депутатам Елена Чернявская показала это место как то, где будут храниться пестициды
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

Что за отходы везут в Красноярск?


— Мы на рынке с 2004 года, сначала собрали все химикаты и пестициды в Красноярском крае, Хакасии и Туве в рамках программы «Национальная безопасность России». Полигон находится в Березовском районе, он предусмотрен для данного вида деятельности. Сегодня полигон ежемесячно проверяют, берут пробы воздуха, воды, почвы, травы, снега. Никаких превышений ПДК в течение этих лет не было, мы никакими крупными компаниями не ангажированы. Никакой опасности нет, потому что на полигоне всё правильно хранится и захоранивается. Мы не работаем с 1-м классом опасности, у нас 2, 3 и 4-й классы опасности, — как будто читает по бумажке директор компании «Зеленый город» Елена Чернявская в телефонном разговоре с редакцией.

Согласно сайту «Зеленого города», директор немного ошиблась и у полигона есть лицензия на хранение ядохимикатов 1-го класса опасности. Также они занимаются переработкой ртутных лампочек и градусников.

Источник: «Зеленый город»Источник: «Зеленый город»
Источник:
«Зеленый город»

В январе этого года компания выиграла тендер от ГБУ «Экология» Амурской области на сбор, транспортировку и размещение 900 тонн ядохимикатов за 50,2 миллиона рублей, обойдя конкурентов. Компания «Полигон» из Томска предложила 69,4 миллиона рублей, красноярское ООО «Старт» — меньше 50 миллиона рублей.

Что такое 900 тонн ядохимикатов в фурах? | Источник: Полина Авдошина / Сеть городских порталовЧто такое 900 тонн ядохимикатов в фурах? | Источник: Полина Авдошина / Сеть городских порталов
Что такое 900 тонн ядохимикатов в фурах?
Источник:
Полина Авдошина / Сеть городских порталов

По словам Елены Чернявской, отходы для захоронения должны привезти после апреля. Но шумиха возникла уже сейчас, поэтому работой полигона заинтересовались депутаты, природоохранная прокуратура, МЧС и Минэкологии.

По информации портала госзакупок, в Красноярск привезут смесь твердых пестицидов 2–3-го классов опасности — это высоко- и среднетоксичные вещества. При этом в документации преимущественно речь идет об отходах именно 2-го класса, то есть высокотоксичных.

Полигон окружен лесным массивом | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUПолигон окружен лесным массивом | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Полигон окружен лесным массивом
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

ТВК сообщал, что в Красноярск везут селитру, однако это не так. Как объяснил NGS24.RU собственник отходов, директор ГБУ «Экология» Василий Офицеров, это не селитра, а другие ядохимикаты — какие именно, не сказал.

— Второй класс опасности — это достаточно серьезный класс опасности, в него попадают пестициды и химикаты, с ними опасно взаимодействовать напрямую. Сейчас с такими пестицидами еще работают, однако сельскохозяйственные удобрения уже ушли в третий класс опасности. Это, скорее всего, советские ядохимикаты, когда классификации такой не было. Относиться к ним нужно достаточно серьезно, — считает эколог и депутат Сергей Шахматов.

Пара километров — и вы в городе | Источник: Артём Ленц / NGS24.RUПара километров — и вы в городе | Источник: Артём Ленц / NGS24.RU
Пара километров — и вы в городе
Источник:
Артём Ленц / NGS24.RU

По словам онколога, доктора медицинских наук Дмитрия Петровского, если это селитра, ее опасность заключается в том, что при высокой температуре она может взрываться, — в прошлом году в Бейруте взорвался корабль с селитрой. Если это другие химикаты, то может быть серьезное воздействие на организм.

— Вопрос в том, какие это пестициды. Есть пестициды, которые оказывают действие, похожее на боевые отравляющие вещества. Если речь идет о таких пестицидах, то вопрос стоит достаточно остро. Такие вещества нуждаются в специальной переработке, складировать их нельзя, — поясняет онколог.

Главный токсиколог СФО Александр Сабаев не согласен с коллегой. По его мнению, при правильном хранении и перевозке опасности для людей эти отходы не представляют.

Что может пойти не так?


Вызывают вопросы у специалистов способность красноярского полигона безопасно хранить отходы и отсутствие возможностей их переработки.

— Методы переработки таких веществ есть, если там находятся органические загрязнители, их обязаны переработать. Если нет необходимого оборудования или оно дорогое — не берите эти отходы, не храните их. По оптимистичному сценарию, то есть при должном подходе при перегрузке и транспортировке, это может быть безопасно. Но часто бизнесмены, чтобы сэкономить, пренебрегают безопасностью, пытаются удешевить процесс и сделать всё быстрее. С этой точки зрения опасения людей оправданы, и мы не должны стать заложниками этой ситуации, — советует кандидат технических наук эколог Сергей Михайлюта.

С ним согласен его коллега-эколог Сергей Шахматов:

— Переживания оправданы. Этот объект предназначен для наших собственных отходов. Объект маломощный и с устаревшими емкостями, которые нужно перепроверять. По документам вопросов нет, но куда будут складировать наши ядохимикаты и что делать, когда место закончится, — это вопрос.

О том, что специальных установок на полигоне «Серебиристый» нет, говорит и сама Елена Чернявская.

— Плазменная утилизация этих отходов затратна, но эти отходы могут храниться 50 лет, и мы будем хранить их в герметичных саркофагах, — обещает предпринимательница.

При этом Чернявская уверена, что созданный резонанс — это всего лишь обида конкурентов за то, что именно она выиграла этот контракт. Видимо, потому, что владелец компании-конкурента — томской компании «Полигон» — Олег Митволь активно комментирует ситуацию. Он утверждает, что несколько лет назад они приобрели оборудование по обезвреживанию пестицидов, но Красноярск выиграл, поскольку предложил более низкую цену.

— В Красноярске ничего не обезвреживают, а просто закапывают за деньги бюджета Амурской области, где население писало письмо и требовало убрать пестициды. Чем они опасны? Они растворяются в воде и уходят в реки. Помните историю с выбросом морских животных в сентябре на Камчатке? Недавно было доказано, что это виноват Козельский полигон, где хранятся ровно такие же пестициды (согласно информации РБК, губернатор Камчатки Солодов не исключил, что полигон является возможной причиной загрязнения океана. — Прим. ред.), — рассказывает NGS24.RU Митволь.

По его словам, в отличие от «Зеленого города», у томского «Полигона» есть установки по обезвреживанию этих пестицидов. Более того, сама Чернявская возила на «Полигон» пестициды для переработки, но деньги за это так и не заплатила, что подтверждает информация в карточке предприятия на сервисе «Контур.Фокус». Сама Елена Чернявская это никак прокомментировать не смогла, сославшись на занятость.

— У нас у единственных есть это оборудование в стране. Целью является обезвреживание ядохимикатов. В реакторе под огромным давлением и под воздействием высокой температуры пестицид превращается в оксид, получается песок. А сейчас это будет мина под Красноярском, — уверен Митволь.

Согласно документам госзакупки, исполнитель должен только собрать, перевезти и разместить ядохимикаты — заказчик не переживает за их переработку. При этом, со слов Василия Офицерова, у «Полигона» всё равно нет лицензии на работу с таким видом отходов.

Проблема глобальнее, чем кажется


Со слов депутата-эколога Сергея Шахматова, в России в принципе нет установок, которые могли бы полностью переработать старые ядохимикаты и обезвредить их. Это глобальная проблема, которую нужно решать на самом высоком уровне. Пока это лишь перекладывание ядохимикатов с одного места на другое.

— В Томске это старая, неперспективная технология, которая понижает класс опасности до третьего. Нужно же до конца перерабатывать либо вообще не трогать эти отходы. На том месте, где хотят их переработать, нужно внедрять дорогие зарубежные технологии, — настаивает Шахматов.

Все эти пестициды использовались в сельском хозяйстве еще во времена СССР, и теперь уже Россия периодически сталкивается с ними.

— Эти ядохимикаты — опасный привет из прошлого. В советское время их производили и выдавали сельхозпредприятиям сверх всякой меры, просто потому что план был и по этим статьям тоже. А сегодня и вовсе в стране экологию как явление, можно сказать, отменили, должного контроля за этими веществами нет, — так комментировал ситуацию BBC в 2010 году тогда еще живой известный советский ученый-химик, эколог, доктор химических наук Лев Федоров.

Примеров выявления таких «подарков» из прошлого достаточно во многих регионах страны. К примеру, в 2008 году такая история уже всплывала в Красноярском крае, склад с прогнившими бочками нашли в Казачинском районе, и пестициды успели отравить почву и воду.

— У нас есть практика, когда мы тратим бюджетные деньги на ликвидацию объектов накопленного вреда. Сейчас такая работа ведется на Байкале, в Усолье-Сибирском, в Санкт-Петербурге, Нижегородской области. Таких объектов очень много у нас в стране, они не инвентаризированы. Сейчас мы собираем информацию о том, сколько мест складирования и хранения опасных отходов. Просто захоранивать отходы — это неэкологично. Их нужно перерабатывать или уничтожать.

Возможно, у нас пока нет технологий по переработке пестицидов, какое-то время должно пройти. Сейчас идет складирование и временное захоронение, которое при нахождении соответствующей технологии будет ликвидировано. Но даже при этом должны соблюдаться повышенные экологические требования, чтобы не было возможностей для протекания, попадания в почву, воздух и воду, — настаивает председатель «Российского экологического общества», зампред общественно-делового совета национального проекта «Экология», член рабочей группы «Экология и природные ресурсы» Госсовета Рашид Измаилов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
93
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления