
Ксения Соболева работает художником-декоратором в Театре кукол
Спектакли Красноярского театра кукол становятся лучшими с заметной периодичностью. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, кто еще стоит за ними, кроме режиссеров и актеров? Корреспонденты NGS24.RU Полина Бородкина и Мария Ленц спустились в «тайные комнаты», где работает художник-декоратор Ксения Соболева, и узнали, как куклы появляются на свет.
«Куклы не играют вечность»
Понедельник. В фойе стоит звонкая тишина. Внутри настолько тихо, что даже шепот эхом катится по стенам. Пока актеры восстанавливают силы после спектаклей в выходные, в комнатах, скрытых от глаз зрителя, создается чудо — на свет появляются куклы.

Не каждый может попасть в мастерские
Здесь работает 44-летняя художник-декоратор Ксения Соболева. Она делает и расписывает кукол, шьет им одежду, лепит формы по эскизам художника, а также расписывает и обтягивает декорации. Ксения — не единственная женщина, которая дарит куклам жизнь. Вместе с ней работают еще три мастерицы. Но от других ее отличает летящее длинное платье ярко-красного цвета. Еще антуражнее его делает фартук, исполосованный красками.
— Это мое рабочее платье. Я тружусь исключительно в нем, — сказала Ксения, улыбаясь и поглаживая себя по бокам.

Ксения всегда работает в платье
В одной из комнатушек спасаемся от бьющих, словно ток, звуков станков. Это конструктор выпиливает детали будущих героев спектаклей.

Конструктор — самый шумный в мастерских, но ему можно!
Комнатушка не подразумевает такое количество присуствующих — нас было целых четверо. Казалось бы, что тут такого? Но разговор подслушивали куклы. Куклы, которые уже ушли на пенсию и теперь ютятся на стенах вместе с рабочим инвентарем. Правда, с понурыми головами.

Эти куклы уже на пенсии
Ксения Соболева родилась, в семье театральных художников. Ее папа и мама занимались оформлением театров.
— Это было советское время. Художники-оформители были востребованы, — скромно объяснила занятие семьи наша героиня.
Ксения закончила Красноярский государственный художественный институт, который сейчас называется Сибирским государственным институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского. Она училась у Алеся Мигаса — профессора, заслуженного педагога края, члена Союза художников России, основателя Красноярской школы художественной керамики и соответствующей кафедры в институте искусств, у которого корреспонденты NGS24.RU уже были в гостях. По специальности Ксения — художник-керамист. Она не преследовала никаких целей и всегда хотела только одного: просто творчески работать.
— У художника одна цель — научиться видеть красоту, научить видеть ее других людей. Я думаю, мне удается делать это, особенно в театре кукол, — говорит Ксения. — Куклы близки человеку с детства. Потом человек немного отходит от этого, но приходя в театр кукол, снова погружается в эту атмосферу детства, воспоминаний, теплоты.
Ксения долго преподавала керамику детям после окончания института. Например, ее имя прочно укрепилось в стенах школы декоративного искусства красноярского лицея № 1 и в центре развития для детей и взрослых «ТВорчестВо». А вот куклы — ее спутники вот уже 20 лет.
— Сначала были интерьерные куклы, которые делают для красоты. Было очень много проектов, выставок и в Новосибирске, и в Москве. Как участие, так и победы. — перечисляет художница. — Были разные благотворительные проекты, когда я делала куклы в коллаборации со знаменитостями. Например, с Павлом Ростовцевым, который был у нас министром спорта. Мы сделали с ним куклу-ромашку. Эти куклы продавались на аукционах, а вырученные с их продажи деньги шли на благотворительность. Например, на помощь онкобольных детям.
Когда Ксения ушла в декрет, она начала брать частные заказы на ростовые куклы. Художница сделала не менее трех десятков таких, но самой сложной оказалась Масленица. Потому что она была в высоту 3,5 метра. Ксения делала ее дома, где у нее есть собственная мастерская.
— Я делала ее, наверное, около недели. Я живу в частном доме площадью 200 квадратных метров, поэтому у меня была возможность заниматься этим. Мы собирали ее на улице, потому что она была выше первого этажа, — вспоминает художница.
Четыре года назад в жизнь Ксении пришли театральные куклы.
— Я случайно оказалась в театре кукол. Здесь работала моя подруга. Она предложила мне заменить ее, пока она в декрете. Я пришла поработать на год, а в итоге осталась, — рассказала Ксения. — Не предполагала, что вольюсь. Тогда давно не работала на постоянной работе, потому что растила детей.
«Ксюша, ты брови потеряла»
Ксения садится за свой рабочий стол. Как и полагается, тут творческий беспорядок. Но у художника здесь все на своем месте.

У Ксении свой порядок на рабочем столе
Сейчас мастерские трудятся над спектаклем «Маленький принц», премьера которого состоится уже в мае. Ксения вот-вот подарит жизнь Географу — тому самому ученому, который знает все и записывает рассказы путешественников. Маска еще в процессе, но уже ждет своего звездного часа.

Маска Географа
Ксения делится задумкой и показывает свой труд на себе. Борода сделана из ткани — сначала художница накрахмалила ее, чтобы придать нужную текстуру и форму, а потом нарезала. Брови и очки пытаются сбежать, их еще не приклеили. Мастерская раздается смехом.
— Ксюша, ты брови потеряла! — говорит одна из ее коллег и хохочет. Смех разливается по мастерской.

Беглецы покинули маску
Ксения переключается на башмачки. Они не имеют отношения к предстоящему спектаклю, но интересны тем, что сделаны из пенопласта.

Маленькие, в таких не погуляешь
— Сначала этот кусочек пластмасски делится ножом по форме, — объясняет Ксения и делает первый надрез. Художница улыбнулась, когда увидела наши скукоженные от звука лица. Мастера уже привыкли к этому скрежету.

Фотография со звуком
Как только бездушный кусок пластмасски обрел форму, его ждет ошкуривание. Ксения одним взмахом руки с наждачкой делает башмачок более гладким. При таких объемах без средств индивидуальной защиты вполне терпимо, но как только масштабы увеличиваются в разы, подключаются и респираторы.

Башмачок становится гладким благодаря наждачке
В мастерских — суета. Никто не сидит без дела. Женщины бегают из комнаты в комнату, потому что каждая минута на счету. Кто-то несется со скрученными в рулоны ватманами, а кто-то прячется в своем уголке за работой. За всем происходящим наблюдают все те же куклы на стене. Будто следят, чтобы никто не отлынивал от дела.

Куклы бдят за происходящим в мастерских
Суета иногда прерывается музыкальным сопровождением — чтобы создать рабочий настрой.
— Иногда всей мастерской слушаем музыку. Это может быть танцплощадка 50-х и даже немецкие марши — зависит от настроения, — говорит Ксения. — Это может быть и военная музыка.

Кукуруза следит за тобой
Сейчас Ксения ждет художника, из-под рук которого вышли эскизы спектакля, для согласования маски Географа. Сразу за этим персонажем ей предстоит приложить руки к Деловому человеку, который любил пересчитать звезды и искренне верил, что обладает каждой увиденной им звездой.
— Эта кукла будет более сложная. Она будет с механикой, глаза и рот будут рабочими, — уточнила Ксения.
«Все умерли на нем»
Театральная кукла требует очень много времени. На одного персонажа может уйти месяц работы, а появится он в спектакле всего на минуту.
— Зависит, конечно, от сложности, потому что куклы бывают с разными задачами. Если это механическая кукла, сначала художник-декоратор снимает форму и лепит папье-маше, делает сам объем, а потом передает конструктору, — поясняет Ксения. — Конструктор делает механизм и возвращает, и мы уже декорируем: волосы, покраска, одежда и так далее.

Отжившее свое куклы отправляются на стену
В театре все делают для того, чтобы у мастеров было предостаточно времени, чтобы сделать куклы в срок. Но бывает и так, что приходится работать ночами напролет. Личный рекорд Ксении — 23 ростовые куклы высотой 2,5 метра.
— У нас был спектакль «Дубровский» (12+). Мы, наверное, все умерли на нем, — смеется художница. — Я вообще не выходила из мастерской. Это самое большое число, которое я когда-либо делала. Потому что там было 95 объектов — это различные скульптуры, маски и другие художественные формы. Это самый масштабный спектакль и репертуар. Это просто натуральное шоу.

Ксения сделала для спектакля «Дубровский» 23 ростовые куклы за месяц
Каждая кукла откладывает отпечаток в сердце своего мастера. Для Ксении такой куклой стал 12-сантиметровый Илья Муромец на лошади из спектакля «Илья. Сказание о богатыре» (12+).
— Все куклы остаются в памяти и в сердце, потому что ты вкладываешься в нее эмоционально и физически, — отметила художница. — Мы думали, что куклу покажут буквально на три минуты, а она отыграла весь спектакль. Лошадь ехала без рук человека по толстому канату — это просто удивительно. Самое интересное: надо было утяжелить ее низ. Я думала: что бы поставить такое? Пошла к конструктору, который посоветовал батарейки. «Они же тяжеленькие». Я вставила внутрь батарейки, и они слегка там болтались. И, видимо, из-за этого болтания она двигалась. Когда делаешь кукол, даже не представляешь, как это будет работать. Каждый раз как в первый. Каждая кукла — это что-то новое. Ты опять что-то придумываешь, что-то узнаёшь, потом сам удивляешься, как это всё получилось.

Кукла двигалась без рук человека
Но не всегда все идеально. Бывает и так, что все может пойти не по плану в самый ответственный момент. На такие случаи всегда предусмотрен дежурный мастер, который может исправить ситуацию буквально на коленке.
— Кукла — это ручная работа. Она не может бесконечно использоваться, у нее тоже есть свой срок, — уточнила Ксения. — Иногда бывают форс-мажорные ситуации. У нас есть спектакль «Мцыри» (12+). Там есть большое полотно, которое создает воду во время танца. И вот оно перед спектаклем, буквально за 10 минут до него, разорвалось. Мы в суперэкстренном режиме уже не зашивали его, а заклеивали на паутинку. И горячее отдали на сцену. Бывает и лески рвутся. В «Чук и Гек» (6+) интересные деревянные куклы с механизмом, и все на лесочках. И эти лески порвались, не выдержали. Мы быстро распарывали все, конструктор менял леску, и мы тут же зашивали.
«Они отдают тебе свою любовь»
За стенами театра Ксения — любящая жена и мама двух девочек. Ее муж работает дизайнером интерьеров, а дочери — 11-летняя Софья и семилетняя Елизавета — занимаются в музыкальной школе. Одна девочка играет на саксофоне, а другая — на аккордеоне. У девочек есть свои любимые куклы — это Зефирка и Котик. Это кошечки из текстиля, их мама сшила и подарила на дни рождения.
— Например, в феврале 2025 года мы делали ростовую куклу на тростях для «Роева ручья». Там проходила торжественная церемония награждения победителей и призеров конкурса «Звезда Арктики — Умка», и актеры танцевали с ней, — отметила Ксения.
Ксения помогает Свято-Успенскому мужскому монастырю, в воскресную школу которого ходят ее девочки. Она проводит там мастер-классы каждое воскресенье и даже успела поставить свой собственный спектакль.
— Дети изготовили порядка десяти кукол под моим руководством. И мы поставили с ними спектакль «Рождество», — уточнила Ксения.
Кажется, что создание кукол — не из дешевых удовольствий, но Ксения имеет оригинальный ответ на это.
— Художники что в 18-м веке были не сильно состоятельные люди, что сейчас. Сегодня читала статистику лучших невест — художники в них не входят, — смеется она. — В основном это сфера банковской деятельности, IT, технологии.
Уровень достатка в театре художница оставила в секрете.
— В театре не принято об этом говорить, — смущенно ответила художница. — Я очень экономная хозяйка. У меня есть огород и сад. Например, я не покупаю овощи, потому что выращиваю их сама.
Когда Ксения столкнется лицом к лицу с пенсией, она хочет открыть свою школу и заниматься там с маленькими детьми. Женщина очень любит детей.
— Знаете, я буду бабушкой с бусами из натуральных камней поверх белого воротничка, — смеется Ксения и демонстрирует на своей шее пока невидимое украшение. — Я люблю работать с детьми. Они открытые и честные. Ты много вкладываешь в них, и они отдают тебе свою любовь. Когда они прибегают и обнимаются — это очень классно.
В 2023 году Красноярскому театру кукол исполнилось 85 лет. Наверняка многие бывали на представлениях в детстве вместе с родителями, а во взрослом возрасте любовались резными дверями и необычными часами, пока стояли на светофоре на Ленина. Однако у многих сложился стереотип, что куклы — только для детей. Редакция NGS24.RU побывала на экскурсии по театру, посетила закрытые помещения, поговорила с артистами и готова заявить, что кукольный театр — для всех возрастов.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.