Культура Люстра в 760 кило и пирожные по 22 копейки. Раскрываем тайны Красноярского театра кукол и показываем, что у него внутри

Люстра в 760 кило и пирожные по 22 копейки. Раскрываем тайны Красноярского театра кукол и показываем, что у него внутри

Театру исполнилось 85 лет: как он появился и чем живет сейчас

Рассказываем и показываем театр

В 2023 году Красноярскому театру кукол исполнилось 85 лет. Наверняка многие бывали на представлениях в детстве вместе с родителями, а во взрослом возрасте любовались резными дверями и необычными часами, пока стояли на светофоре на Ленина. Однако у многих сложился стереотип, что куклы — только для детей. Редакция NGS24.RU побывала на экскурсии по театру, посетила закрытые помещения, поговорила с артистами и теперь готова с уверенностью заявить, что кукольный театр — для всех возрастов. Подробности — в нашем материале.

История театра

«Дети подземелья», 60-е годы

Театр не всегда занимал помещение на Мира, 104, изначально он организовался на втором этаже Драматического театра имени Пушкина. У его истоков стояла инициативная группа актёров.

Сперва у театра не было своего помещения, в котором можно было ставить спектакли. Кукольником приходилось ездить с выступлениями по садикам и школам. В итоге образовалась выездная труппа.

Артисты выступали в школах и детских садах

Позже театр съехал во Дворец пионеров, а привычное помещение получил только в 1953 году, через 15 лет после основания.

Жилой дом на Мира построили в 1941 году для сотрудников КГБ. Помещение на первом этаже тогда отдали под клуб милиции. До первого капитального ремонта в помещении были высокие потолки и отсутствовал второй этаж (тот, где сейчас буфет). Справа от входа находился кабинет директора, слева — вахта, а на месте нынешнего гардероба был буфет, где можно было купить пирожные по 22 копейки.

Галина Кикоть и куклы из спектакля «Звездный мальчик и Буратино», 1990-е годы

Капитальная реконструкция началась в 1985 году и продлилась два года. По эскизам архитектора Демирханова рабочие построили небольшой второй этаж, жильцы дома не захотели продавать квартиры театру, и дирекции пришлось искать выход: пришлось углубить вниз здание — строители вытаскивали напольные доски, а потом и землю. Тогда в театре появились второй этаж и два буфета, один буфет назывался голубой, другой — розовый.

Как сейчас выглядит театр

Шкатулка резная

Со временем театр разрастался и один зал не мог вместить всех желающих. Тогда один из буфетов переоборудовали под малую сцену, на которой проводятся спектакли для малышей, а во втором так и продают пирожные (правда, уже не по 22 копейки), хотя актеры частично оккупировали и его.

Почти не изменились те самые резные двери на центральном входе, а также шкатулка над ними.

— Шкатулка — это часы. Когда открываются часы, там играет музыка и крутятся куклы. Когда эти часы только построили, мы делали так: мы вставали на одну ножку, вторую ножку подгибали, руки за спину, закрывали глаза и загадывали желания. И кто к нам приезжает в театр, даже из других городов, из-за границы, мы говорим, что мы загадываем так желания. Раньше мы еще при этом на лоб пять копеек клали, — рассказывает артистка-кукловод Валентина Бернгард.

В театре проходят экскурсии

Часы всё еще функционируют, при необходимости их чинит и заводит механик, попадая к механизму через специальную дверцу под потолком в фойе.

Люстра весит 760 килограммов

Первое, что приковывает внимание в фойе, — большая резная люстра. На вопрос сотрудников, на что похожа люстра, посетители включают фантазию и предлагают необычные варианты: от арфы до ромашки. Однако у нее есть свое название — перо жар-птицы. Она весит 760 килограммов и крепится к трем балкам.

— Когда на улице становится темно, мы выключаем обыкновенный свет и включаем только одну люстру. От нее идут блики по потолку, по стенам и на полу. Но сейчас, так как энергосберегающие лампочки, не так сильно видны эти блики. Но когда были обыкновенные лампочки за 10 копеек [было лучше видно], — вспоминает Бернгард.

Артистка-кукловод Валентина Бернгард делится воспоминаниями, что блики от люстры были еще лучше видны, когда на полу лежал мрамор. Его подняли со дня Енисея, а в 2020 году заменили на кафель.

На экскурсии по театру

Следующее помещение, привлекающее внимание, — большое фойе перед входом в зрительный зал. От клуба милиции остались деревянные двери в стиле входной группы, но от большой хрустальной люстры пришлось отказаться. Сейчас потолок усеян множеством мелких светильников.

Старинные детали

Валентина Бернгард, поделилась забавной, но немного грустной историей, которая произошла в театре несколько лет назад. Раньше в холле находился живой уголок с ежиком, белочкой и аквариумом.

— И однажды к нам пришли школьники, класс четвертый, третий. Они купили в буфете пирожное, а так как в зал нельзя заходить с едой, им сказали, что нужно пирожное или быстренько съедать, или кому-то отдать. И что эти детки сделали? Они взяли просто и накормили наших рыбок. Проходит спектакль, через некоторое время мы видим, что наши рыбки плавают кверху брюхом. Конечно, мы расстроились, но никого мы не ругали, потому что дети есть дети, — со смехом рассказывает Валентина.

Три сцены

Два года назад кресла заменили

За большими дверями находится главное помещение театра — зрительный зал и сцена. Это самый большой зал в театре, но в сравнении с залами других красноярских театров она кажется тесной. В помещении 12 рядов кресел, образующих 96 мест для зрителей.

— Буквально два года тому назад мы поменяли в большом зале кресла, потому что были у нас деревянные лавочки, на них неудобно было сидеть, и было 120 мест. Потом их заменили на сиденья-трансформеры, чтобы было и детям удобнее сидеть, и взрослым, — объясняет артистка.

Во время нашей экскурсии артисты репетировали на сцене «Легенду о Великом Инквизиторе». Спектакль трижды номинирован на престижную премию «Золотая маска».

Малая сцена

Еще одна сцена находится на втором этаже на месте бывшего буфета. Небольшое пространство отдано под беби-сцену, там показывают спектакли для самых маленьких. Помещение вмещает 15 человек. Гости располагаются на диване, который стоит около стены, или подушках, разбросанных по полу. Еще одна особенность спектаклей для самых маленьких — декорации и музыкальное сопровождение. У актеров нет реплик, а на фоне звучат ненавязчивые мелодии или звуки природы.

Выступают даже в буфете

Театр кукол не перестает удивлять зрителей на каждом шагу. Из-за небольшой площади артисты выступают буквально на всех свободных поверхностях. Одна из таких — барная стойка в буфете.

— Спектакль прошел, можно подойти потрогать куклы, пофотографироваться с ними. Причем зрители сидят за столиками и пробуют легкие закуски, пьют кофе и шампанское, — рассказывает пресс-секретарь театра.

Куклы сделаны из пробок от бутылок шампанского

Куклы для барных представлений используются тоже необычные — сделанные из пробок из-под шампанского. Для представления изготавливают несколько экземпляров одного персонажа, например, в разных костюмах, потому что переодеть куклу невозможно. Мы попробовали управлять героями и признаемся честно, это нелегко, тяжело сосредоточиться и шевелить несколькими пальцами одновременно.

Мастерские

На цокольном этаже располагаются производственные цеха

Кукол для «буфетных» спектаклей сотрудники театра делают вручную. На цокольном этаже располагаются производственные цеха. Проходя поздно вечером мимо здания, вы могли заметить свет в окнах, расположенных на уровне бордюра. Именно там рождаются декорации и «актеры». В подвальных помещениях трудятся 8 человек.

Сотрудники мастерских создают всё самостоятельно

— Сейчас мы с вами находимся в бутафорской. Здесь у меня в основном работают девочки, их четыре. Делают абсолютно разные вещи: лепим формы, папье-маше. В декорационной основная часть станков находится, там выполняем какие-то крупногабаритные вещи. Есть у нас конструкторская, там работает наш художник-конструктор, он делает механику наших кукол, чтобы глазки моргали, ротик открывался. Также у нас есть еще столярка, там собираем декорации, ящики для хранения декораций. И есть еще пошивочная, там наша швея шьет костюмы, — рассказывает заведующая театрально-производственной мастерской Дарья Сенченко.

Декорации и куклы не кочуют из спектакля в спектакль

Все детали для спектаклей создаются по эскизам художников. Сейчас в красноярском кукольном нет штатного режиссера, постановки ставят под руководством главного режиссера Санкт-Петербургского большого театра кукол Руслана Кудашова. Поэтому и эскизы создают питерские художники, а в Красноярске их реализуют.

— Художница потом приехала, что-то подкорректировала, и мы присоединили эти части тела к нашему основному телу. Есть разные моменты. Бывает, когда у нас художники делают кукол у себя и привозят их сюда. Бывает, что они делают, допустим, голову куклы, а туловище делаем мы. Бывает, когда мы делаем полностью куклу с нуля. Декорации в основном мы их делаем все здесь, — рассказывает Дарья Сенченко.

Актеры

Сейчас в театре служат 24 артиста

Сейчас в театре служат 24 артиста-кукловода. Чтобы стать артистом столь узкого направления, необходимо окончить профильный университет, однако бывает, когда артисты драматического театра переходят в кукольный, оттачивая навыки прямо там. Например, артист Борис Смелянец играл Зелибобу в «Улице Сезам», а также управлял героем передачи «Спокойной ночи, малыши».

Роли в кукольном театре распределяются как в и любом другом: актеры проходят кастинг и режиссер отбирает их по внешним данным (например, для больших кукол нужны высокие артисты), а также навыкам, диапазону голоса.

Валентина работает в театре 40 лет

Валентина Бернгард управляет куклами уже 40 лет, и за это время у нее накопилось несколько профессиональных болячек.

— Кисти не болят, они просто грубеют. Устает всё, начиная от головы. Ты постоянно находишься в движении, при этом ты должен видеть, что у тебя справа происходит, что у тебя слева происходит, что у тебя происходит сзади. И еще спереди ты должен видеть, куда тебе идти, зачем тебе идти, с каким персонажем твой персонаж встречается. Если даже ты как актер работаешь маленькими куклами, марионетками [всё равно устаешь]. У нас есть такой спектакль в нашем кафе, там у нас такие маленькие марионетки. Вот мы 50 минут за барной стойкой работаем и постоянно голова в наклоне, — объясняет Валентина.

Всё еще существует миф, что кукольный театр предназначен для детей, однако сотрудники опровергают это заблуждение. По их словам, кукольные театры создавались именно для взрослых. Первые выступления проходили на городских площадях и артисты публично высмеивали городские проблемы, за что их часто арестовывали. В наше время до этого пока не дошло...

Ранее мы рассказывали, как артисты театра оперы и балета примеряют костюмы для «Бориса Годунова».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства