На этих выходных, 15 мая, состоится официальное открытие мотосезона в Красноярске. Организаторы, помимо интересной тусовки с мотокаскадерами и музыкальными группами, обещают у «Платинум Арены» к 14:00 собрать около тысячи мотоциклистов, которые в 16:30 проведут мотопарад. Приезжайте! Единственное, в этом году там не будет раритетных мотоциклов из красноярского музея семьи Шестаковых. Редакция NGS24.RU сегодня восстановит этот пробел — мы покажем вам эту уникальную технику и расскажем ее историю. Там есть, о чём почитать: про некоторые мотоциклы можно снимать фильмы.
Ни за какие деньги
Музей отца и сына Шестаковых, Михаила и Александра, начинался с личного мотоцикла BMW 1950 года. Сейчас он отреставрированный стоит в московском дилерском центре BMW, а когда-то на нём учился ездить Александр.
— Его купил отец в 1983 году, мы использовали его как транспортное средство, несколько лет он был у нас единственным средством передвижения, пока автомобиль не появился. Потом мы поставили его в гараж, и простоял он там до 1995 года. За год мы его подготовили к выставке и уже в 1996 году показали в КИЦе.
В группах музея в соцсетях указано, что открыли его Шестаковы в 2013 году. Но Александр признаёт, что изначально это была скорее мастерская. Только в январе 2020 года для мотоциклов нашли достойную площадку в живописном микрорайоне Удачный по адресу: Живописная 1, корпус 13.
Экспонаты там — не простые мотоциклы, а исторически достоверно восстановленные буквально до малейшего винтика. Ни один из представленных мотоциклов вы не купите ни за какие деньги, все они восстановлены для того, чтобы стать частью музея. У каждого экспоната своя история, которая тесно сплетается с судьбами владельцев, эпохой и странами. Удивительно, но мототехника может детально рассказать о времени, когда ее эксплуатировали.
Всего в музее 22 мотоцикла, но Шестаковы обещают, что через полгода отреставрируют и покажут посетителям еще один — советский М-72 1941 года.
Откуда в Сибири?
В годы войны по Красноярску ездил Harley Davidson. Он принадлежал американскому солдату ВВС, приехавшему в город на Енисее для работы по программе «Алсиб», которая была частью договора ленд-лиза. Самолеты из США начали доставлять в Сибирь с 1942 года. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.
— Пока солдат находился здесь, он ездил на этом мотоцикле, потом работа закончилась, солдат уехал, а мотоцикл остался. По какой причине — мы не знаем: может, продал, может, подарил кому-то. После войны мотоцикл сменил много хозяев, пока окончательно не пришел в запустение, его бросили в гараже. Мы выкупили этот Harley Davidson в начале 2000-х, от него процентов 40 осталось, остальное мы комплектовали в течение пяти лет, потом два года еще реставрировали, — описывает судьбу мотоцикла реставратор и владелец музея Александр Шестаков.
Еще один мотоцикл приехал в Красноярский край в качестве трофея. С фронта его пригнал житель Ачинска, до самой смерти на нём ездил, а ремонтировал его тем, что было под рукой, поскольку найти оригинальные детали было невозможно. Да и сейчас на немецкий Zündapp запчасти приходится искать долго. Реставраторы купили этот мотоцикл в 2002 году, а на его комплектацию потратили 14 лет: это очень редкая модель ныне уже несуществующей фирмы.
Трудности перевоза
Поиск деталей на некоторые модели может длиться 10–15 лет. По словам реставратора, это зависит только от модели мотоцикла и от его редкости. Дольше всего работать приходится с военными, трофейными мотоциклами — их в мире осталось очень мало, поиск запчастей занимает много времени.
— Мы делаем упор на очень редкие модели, которые интересны нам в техническом плане и визуальном аспекте. Их увидеть можно только в музеях, и то нечасто. Не в каждой частной коллекции они есть, — делится Александр.
Посетители мотомузея могут частично увидеть процесс реставрации: в зале есть мототехника, которую еще предстоит перекрасить.
— Harley Davidson мы будем перекрашивать. Когда делали первичную реставрацию в 2003 году, у нас не было точного кода краски, поэтому покрасили его по журналу. Маляр подобрал цвет, но мы не угадали. Родной цвет краски удалось узнать, когда пришли детали на этот мотоцикл. Он тоже зеленый, но оттенок другой — американская оливка. Осталось еще дождаться колес: здесь временно стоят советские, оригинальные мы купили год назад в Германии, но не можем провезти их на территорию нашей страны из-за ограничительных мер, — досадует реставратор.
Найти нужную деталь — та еще задачка. По правилам реставрации заменить оригинальную деталь на новую можно, только если это точная копия. Сейчас даже целая индустрия старается облегчить труд реставраторов — производит точные копии деталей по оригинальным чертежам. Но круче всего — найти именно те запчасти, которые выпускались заводом для конкретной модели. Замена на что-то подобное вообще недопустима.
Учи матчасть
Чтобы восстанавливать мотоциклы, реставраторам потребовалось и шишки набить. Дело непростое, тут нужно досконально знать много тонкостей — не только технических, но и исторических.
— Первые шаги у нас с отцом, конечно, были ошибочные. Мы восстановили на тот момент два мотоцикла — BMW и Harley Davidson. Нам казалось, что мы всё сделали правильно, отправили на оценку нашим друзьям-реставраторам в Прибалтику фотографии проделанной работы. И получили шквал критики: мотоциклы были окрашены неверными цветами, много было неточностей в запчастях. Они тогда сказали: «Вы либо занимаетесь реставрацией, либо бросьте это дело и не занимайтесь ерундой». Мы с отцом тогда задумались и учли их мнение, для нас это авторитетные люди. В результате осознали, что хотим заниматься именно реставрацией и глубоко погрузились в изучение матчасти, консультировались со специалистами. Сейчас мы вышли на тот уровень, который соответствует мировому уровню реставрации, и все наши работы котируются не только в нашей стране, но и за границей тоже, они соответствуют международным признанным правилам.
Звезды кино
Запросы на использование техники для съемок фильмов поступают часто. Вот и томские киношники положили глаз на редкую технику.
— Это единственный раз, когда мы согласились предоставить три мотоцикла для съемок фильма. Кинокомпания, которая к нам обратилась, снимает фильм о томской дивизии. Перевозить технику в другой город мы не позволили, съемки проходили в Красноярске на острове Молокова. Там лес и лес, он везде одинаковый. Управляли мотоциклами сами.
Кстати, мотоциклы, задействованные для съемок, уникальные — тяжелые с повышенной проходимостью, которые использовались подразделениями Вермахта для транспортировки самолетов на исполнительный взлет. Мощность и проходимость мотоциклов позволяла это сделать.
— Технически они очень сложные, у них уже были гидравлические тормоза, что для времен Великой Отечественной войны было уникальным. В нашей стране только в 50-х годах технику стали оснащать гидравликой. Эти мотоциклы с удовольствием затрофеили наши войска, потому что они зачастую использовались для вытаскивания и буксировки прицепов, пушек. И даже наши ветераны рассказывали, что с помощью таких мотоциклов удавалось вытаскивать из грязи полуторки, груженные снарядами. У них колёса повышенной проходимости и увеличенного радиуса, покрышки с крупными зацепами для бездорожья, — поясняет Александр.
В мотомузее есть мотоцикл «Ява» 1968 года, на таком же Андрей Миронов и Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука» ехали рыбачить на Белую скалу. Еще один экспонат — культовый итальянский мотороллер Vespa, прямо как в фильме «Римские каникулы».
Увидеть эту технику на улицах Красноярска или любого другого города России вы вряд ли сможете. Зато двери музея «Шестаков — Реставрация» на Живописной, 1, корп. 13, открыты для всех желающих в субботу и воскресенье. Билеты можно купить на месте: взрослый стоит 300 рублей, детский — 150. Но предупреждаем сразу: все экспонаты очень ценные и посидеть на них ребенку точно не дадут. Зато на месте можно будет купить на память сваренную из мелких железных запчастей игрушку — стоимость от 500 рублей и выше.