Делать снимки советских панно Александр Трифонов начал пару лет назад, сейчас в его коллекции примерно 300–400 объектов. Находки он выкладывает в фейсбуке, но большая их часть ещё ждёт свой очереди — Александр старается собрать хоть какую-то информацию о каждом произведении и его авторе.
Профессионально Александр не связан ни с искусством, ни с историей. По образованию он агроном, а работает сейчас в одной из управляющих компаний Красноярска. Советский монументализм увлёк его своей загадочностью: про такие произведения мало что известно, и Александр видит определённый азарт в том, чтобы искать сведения о них.
В соцсетях он находит художников, работавших в Красноярске в советское время, или их родственников, специалистов по искусству, музейных работников, переписывается со множеством людей и регулярно сидит в краевой библиотеке. Иногда поиск превращается в настоящий детектив: информации либо мало, либо она очень противоречива, собирать её приходится по крупицам.
У Александра есть фотографии из разных городов и посёлков края, а также из Хакасии и Тувы. Куда-то он съездил сам, а что-то ему прислали в подарок. Например, в Тюхтете и Большой Ирбе по его просьбе люди сделали снимки местных домов культуры.
— Я хочу популяризировать это всё, потому что многие люди даже не понимают, что это настоящее искусство, что это нужно беречь и сохранять, — говорит Александр.
Иногда ему удаётся не просто запечатлеть произведение советского монументализма, но и повлиять на его дальнейшую судьбу. Например, в хакасском селе Боград он буквально спас деревянное панно «Музыка эстрады».
Александр — не единственный, кто в последнее время увлёкся советским монументальным искусством. Огромную коллекцию собрал и другой красноярец — Андрей Бархатов. Он инженер-программист, а в свободное от работы время уже пять лет фотографирует советские артефакты.
— Бывает, случайно вижу [какой-то объект], записываю в список, потом с фотоаппаратом обхожу места. Районы целенаправленно обошёл как будто уже все. Только внутри помещений остались неохваченные [объекты], это сложнее. Непонятно, где именно искать, и попасть внутрь — каждый раз приключение, — говорит Андрей.
На его странице во "ВКонтакте" уже больше тысячи снимков из Красноярска, его городов-спутников, многих райцентров края и из других регионов России.
Ещё одну обширную коллекцию советского искусства Красноярска и его окрестностей можно найти в инстаграм-аккаунте Владиславы Александрович. Там есть экземпляры как уже утраченные, так и, наоборот, недавно найденные.
Кстати, некоторые красноярские произведения стали видны горожанам именно благодаря Владиславе. Например, мозаика по адресу Мира, 114 была закрыта железной арматурой, на которой висела иллюминация. После многих обращений в управление архитектуры Владислава добилась, чтобы арматуру сняли. Это было ещё в 2012 году.
Другая мозаика открылась миру прошлым летом. Она висит по адресу Бограда, 134. Это бывший ДК Комбайностроителей, а ныне досуговый центр с магазинами и офисами. Владислава смогла уговорить хозяев здания снять огромный рекламный баннер, который закрывал красивое панно много лет подряд, и убедила их не вешать туда больше ничего.
Вообще, снимки произведений советского монументального искусства сейчас активно делают по всей России и во многих ближайших странах. Сегодня в соцсетях можно найти десятки аккаунтов, посвящённых мозаикам, барельефам и фрескам времён социализма.