Культура интервью «Художники просят повесить их к мертвым, чтобы продаваться»: изучаем новое искусство Красноярска

«Художники просят повесить их к мертвым, чтобы продаваться»: изучаем новое искусство Красноярска

Все о современном изобразительном искусстве, которое развивается на берегах Енисея

Хотите больше узнать о современном искусстве? Ходите на выставки, советуют эксперты

Люди могут не разбираться в физике, химии или медицине, но почему-то гордятся только тем, что они совсем ничего не понимают в современном искусстве. Между тем искусство, особенно изобразительное, давно уже сильно преобразилось и вряд ли когда-нибудь снова станет таким, как в XVIII–XIX веке. К тому же оно дало возможность заявить о себе всем, у кого есть что сказать.

Современное искусство также расширило возможности и для художников из провинции. Музейный центр «Площадь Мира» — самый крупный музей современного искусства за Уралом. Чтобы разобраться в тонкостях тех работ, которые создают красноярские творцы, мы встретились с замдиректора по развитию Музейного центра, куратором молодежного искусства Оксаной Будулак и не побоялись задать ей самые глупые вопросы о современном искусстве в Красноярске.

Оксана Будулак помогла нам разобраться в самых актуальных вопросах современного искусства в Красноярске 

«Граффити — это модно»


— Расскажи, какие жанры искусства сейчас популярны у красноярских художников?

— Если говорить об искусстве в целом, которое создается в наше время, то в Красноярске традиционно хорошо развита живопись. Однако если выделять какие-то отдельные направления, то особое внимание стоит обратить на граффити.

Почему граффити? Это модно, популярно, окружено тусовкой, в которой хотят быть многие, поэтому часто художники и скульпторы начинают работать в стрит-арте. Граффити — это следствие того, что в городе развивается благоустройство, становится популярным урбанизм, существует много программ городского развития. И самое интересное в этом то, что представители некогда анонимной и оппозиционной культуры сейчас бывают в кабинетах мэрии. Таким, например, является художник Саша Блосяк, который включен в комитет по граффити. Власти начинают работать с художниками сообща.

Весной на фестивале «Крась» разрисовывали стенку на правом берегу

— Как считаешь, почему так неожиданно сложилось такое взаимодействие в Красноярске?

— Граффити, мурал, фреска, скульптура — как угодно его назови — считаются символом культуры. А если место культурное — то место безопасное. Власти договорились с художниками: мы не будем вас ловить, а будем поддерживать, дадим стены, дадим деньги на краски, а вы делайте городу хорошо. И это стало получаться.

Кроме этого, в отличие от всей остальной живописи, граффити видно. Чтобы их увидеть, вам не нужно идти в музей, тратить время и деньги.

— А что еще развито кроме граффити?

— Помимо граффити в Красноярске активно развивается графика, в которую переходят многие художники-граффитисты, а вот скульпторов мало — всего 1–2 человека.

Диджитал-арт присутствует, но не пользуется большой популярностью, хотя есть много интересного. В том числе и интересных авторов вроде Саши Каленской или Жени Спиридонова, которые работают и рисуют графику для популярных журналов.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

На кого обратить внимание


— Какие имена сейчас самые значимые в красноярском современном искусстве?

— Внимание стоит обратить на всех, но есть имена, которые уже на слуху. Например, Андрей Шмалий, который работает под псевдонимами Патриция Пламп и Азбуниак, один из которых он даже сдал в аренду другому художнику. Есть Вадим Люк, у которого большой прорыв случился в последние два года. Есть Сёма Борисенко — на последнем фестивале граффити на правом берегу он разрисовал подпорную стену и изобразил волка. Это невероятная, очень трогательная и милая работа, которую можно увидеть, спустившись с Коммунального моста с Предмостной площади, прямо напротив катерной пристани.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Вадим Люк 
Семен Борисенко и его картины на выставке «Флаг в руки»

Помимо названных — Вадим Ноль, сильный художник-муралист, далеко не новичок в стрит-арте, художник-партизан Александр Закиров, он же «Кипиш-град», который уже скорее интересен не только как художник, но и как куратор.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Александр Закиров известен своим проектом «Кипиш-Град», когда он клеил забавные стикеры животных на испорченные вандалами стены

— Как взаимодействует красноярское искусство со всем остальным миром?

— Сейчас в бельгийском Брюсселе выставляется художник Алексей Мартинс, который уже пять лет живет в Москве. Он яркий пример того, как молодой провинциальный художник выходит на международный уровень по всем правилам арт-рынка. Он очень тонко чувствует жизнь и реагирует на то, что происходит.

Работа Алексея Мартинса «Черное облако»

Его отсчет как художника я веду с его первой акции, когда 1 мая он и еще несколько художников собрались на пленэр. Но делали они это на разделительной линии прямо на Коммунальном мосту и живописали то, что видели. И тут приехала ГИБДД, потом передача «Дорожные происшествия». Все закончилось нормально, но поступок в худучилище не одобрили. Но Мартинс не собирался всю жизнь рисовать яблоко и стал активно участвовать в выставках Музейного центра «Площадь Мира».

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Сейчас Леша пришел к экологии, и в Брюсселе он показывает свои проекты. Есть у него и отсылки к «черному небу». Осенью Мартинс примет участие в красноярской биеннале.

Красноярские культурные коды


— Интересна ли художникам экология именно Красноярска? Реагируют ли они на наши проблемы?

— Честно сказать, нет таких тем — каждого художника волнует что-то свое. Ну да, были у Василия Слонова работы с противогазами, которые реагировали на проблему Красноярска. Но и все. У каждого художника своя история и своя война.

— А какие темы волнуют наших художников?

— Если говорить о Красноярске, в основном это природа, которую все писали, пишут и будут писать. В таком уж живописном месте мы живем. У нас тайга в городской черте, это уникально. У нас мощная река, и все художники обязательно делают на ней акцент. Так что можно сказать, что главные красноярские коды — это Енисей, природа.

Каждого волнует свое, нет каких-то общих тем. Тот же Слонов — скорее, надкрасноярский художник с поправкой на Сибирь. Ему важны проблемы современного общества в целом и современной путинской России.

Женя Каверзин пишет пейзажи, но использует необычные цвета, Андрей Шмалий рисует своих женщин, которых видит везде, и все его дамы — очень скульптурные, он пишет граций, венер, и там нет ничего про Красноярск. Это какие-то вечные вещи. У Вадима Люка своя галактика, свои персонажи, своя система ценностей. Он конструирует их из культур и религий, делая свою собственную мифологию, и, возможно, там есть что-то про наш город, но это может знать только он.

Выставка работ Азбуниака (Андрея Шмалия)
Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
Евгений Каверзин пишет пейзажи, но предпочитает выбирать необычные цвета

Виктор Сачивко на последней выставке сделал ревизию мирового искусства с XIX века, Александр Суриков, у которого весной в музее открылась выставка «НРЗБ», исследует ландшафт спальных микрорайонов, монтируя вывески в смешные и поэтичные фразы, которые окружают нас каждый день.

«День знаний», Виктор Сачивко
Одна из работ Александра Сурикова с выставки «НРЗБ», которую скоро повезут в Екатеринбург 

А недавно молодая художница сделала серию работ про феминизм и критику феминизма как направления, получилось очень интересно, и мы планируем ее выставку в музее, пока неизвестно когда, но это сейчас очень любопытная тема.

«Красноярское искусство неуловимо»


— Что ты посоветуешь почитать и изучить, чтобы узнать о красноярском искусстве больше?

— Красноярское искусство неуловимо, его очень сложно взять и узнать, и мы сейчас готовим исследование корпуса искусства, которое было создано за последние 30 лет. Я считаю, пришло время его запоминать: скоро придет новая смена, и прошлое поколение художников попадет в фонды музея. Нужно подготовить базу. Мы готовим книгу и выставку, посвященную красноярскому искусству, с одноименным названием «После Поздеева».

Когда мы столкнулись с подготовкой к этому, оказалось, что искусство нигде не задокументировано: только в новостях на страницах газет и в интернете. Получается, это устная история, и узнать о красноярском искусстве можно, только поговорив с человеком.

У меня было интервью с держателем старейшей в Красноярске галереи «Дар», он бесконечный источник историй. Например, о том, как Слонов и Левченко придумали арт-группу «PEACEDАТЫЕ», как создавалась мода на Поздеева среди малиновых пиджаков, которые ничего не понимали, но приводили своих жен, а те охали-ахали и платили 1000 долларов за работу. Это все еще предстоит изучить, но пока очевидно одно: чтобы узнать о современном искусстве, надо ходить на выставки.

Еще можно знакомиться с художниками, дружить с ними, следить в соцсетях. Раньше была традиция ходить в мастерские и пить чай, но это была система советского периода, которая окончательно разбилась, и сейчас художники работают в основном дома.

Сколько стоит красноярское искусство


— Расскажи, а вообще работы красноярских художников покупаются?

— Я общалась с галеристами, они говорят, что сейчас коллекционеры покупают в основном «мертвых художников», живые или плохо покупаются, или вообще не покупаются, и это последствия кризиса. Причем бедные как не покупали, так и не покупают, богатые перестали покупать, а люди среднего достатка сколько покупали раньше, столько покупают и сейчас. Получается, что у современных авторов снизились продажи, и иногда они просят перевешать их к мертвым, чтобы продаваться.

На выставке в галерее «Год живописи» была выставка работ в стиле ню, и они неплохо покупались, но в целом красноярское искусство очень доступно. У нас можно купить работу Василия Слонова то ли за 20 тысяч, то ли за 12 тысяч в галерее прямо сейчас, тогда как в Краснодаре на аукционе он продается за 300 тысяч рублей. Рынок в Красноярске очень слабый, покупать искусство тут дешево.

Есть такая компания Basic Longboards, которая сейчас делает лонгборды, а раньше эти парни были художниками. И теперь оба стали коллекционерами и начали покупать искусство, потому что оно дешевое, у них уже достаточно много работ, и надо сказать, что их капитализация выросла.

А где помимо галерей еще можно покупать работы художников?

Несколько лет подряд мы с Иваном Санниковым делали проект «Флаг в руки» за гаражами возле бани, и мы устроили в качестве шутки аукцион. Это правда была шутка, потому что мы понимаем, что сейчас люди пытаются выжить и покупка искусства не стоит в их списке расходов на первом месте. Мы установили цену в 1000 рублей и шаг в 100 рублей. Шутка затянулась, картины стали покупать, а художники, получив на руки за свою работу 1450 рублей, вдруг поверили в себя. И это очень здорово. Для них это очень важная и терапевтическая вещь — понимать, что твой труд может чего-то стоить. А когда в прошлом году мы решили не устраивать аукцион, 10 работ просто украли. Поэтому в этом году мы решили, что также устроим аукцион, а все, что не продадим, тут же уничтожим.

Выставка «Флаг в руки» прошлым летом 
Уличная экспозиция «Пушка» проходит летом почти каждые выходные

Попытку блошиного рынка мы сделали также в сквере около памятника Пушкину. Каждое воскресенье на «Пушке» собираются художники и приносят свои работы на продажу. Нет, они не разлетаются как горячие пирожки, но их покупают. К тому же тут в первую очередь важны не деньги, а тусовка.

Александра Симутина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления