Все новости
Все новости

«Зрителям явился пророк»: идём в подземелье Органного зала искать призраков и разгадывать тайны

Гуляем по зданию католического костела

Здание построено в 1911 году

Поделиться

Весной этого года красноярские католики потребовали вернуть им здание костела, больше известного как Органный зал. Сегодня в Арбитражном суде религиозной организации отказали — это значит, что здание останется в краевой собственности. За несколько дней до суда солист красноярской краевой филармонии Андрей Бардин устроил нам экскурсию по залам и подземельям замка — мы вспомнили его историю и узнали, какие тайны хранят стены векового строения.

Здание католического костела трудно не заметить — башни со шпилями из темного кирпича взмывают в самое небо. Архитекторы называют это псевдоготическим стилем — пародией на готику XIII–XIV веков.

Мы заходим в концертный зал и оказываемся в просторном помещении. Свет пробивает оконные витражи и десятки солнечных зайчиков разбегаются по разным углам комнаты. Говорят, лучше всего приходить сюда в районе 4–5 часов, когда солнечные лучи падают прямо на алтарь.

Отблески витражей разбредаются по всему залу

Отблески витражей разбредаются по всему залу

Поделиться

Сам костел был построен католиками в 1911 году для богослужений. Здание спроектировал красноярский архитектор Владимир Соколовский, его же руками создавались проекты для дома и особняка Гадалова, типографии Кохановских, Дома Офицеров.

После революции здание национализировали и стали взимать с католиков арендную плату за пользование. В 30-х годах договор расторгли, а само строение передали «под размещение объектов культуры». В разные годы здесь были склад, радиокомитет, кинокомплекс. В конце 70-х полуразрушенное здание решили реконструировать и создать концертный зал. Завершающим этапом ремонта стала установка органа чехословацкой фирмы «Ригер Клосс» в 1983 году.

Андрей Бардин знает об Органном зале практически все

Андрей Бардин знает об Органном зале практически все

Поделиться

Во время реконструкции появился цокольный этаж с холлом, гардеробом и гримеркой

Во время реконструкции появился цокольный этаж с холлом, гардеробом и гримеркой

Поделиться

С тех пор прошло уже 35 лет. Но по-прежнему во главе зала стоит семиметровый металлический гигант. Трубы органа уходят вверх и врезаются прямо в потолок. Инструмент изготавливали на заказ по индивидуальным меркам.

— Вот посмотрите, он идеально вписывается в эту нишу! Иной раз спрашивают, куда же звук-то идет, если он упирается в потолок? А звук идет не сверху трубы, а через боковые отверстия, — объясняет нам наш экскурсовод Андрей Бардин.

Чехословацкий орган установили в 1983 году

Чехословацкий орган установили в 1983 году

Поделиться

Самая прекрасная часть интерьера — конечно, витражи. Их создавали во время реконструкции. С разных сторон на нас смотрят дирижер, девушка со скрипкой, лиры. По центру сохранили «розетку» в готическом стиле. Спустя три с половиной десятка лет мозаики все также красивы, но уже не так надежны. По словам сотрудников, дерево на витражах рассохлось и в холода по залу гуляет ветер. Зимой зрителей даже просят не раздеваться — температура в помещении опускается до +12 градусов.

Яркие витражи создали во время реконструкции в 1982 году

Яркие витражи создали во время реконструкции в 1982 году

Поделиться

Витраж с дирижером

Витраж с дирижером

Поделиться

Сегодня, как и 100 лет назад, здание используется не только для концертов, но и для богослужений. С 1993 года красноярская католическая община просит вернуть им костел. Пока идут суды, музыканты и верующие приходят по расписанию — днём молятся, по вечерам играют на органе.

Такое сочетание светского и религиозного прослеживается здесь во всем, даже в интерьере — с яркими витражами и фантазийными люстрами соседствуют массивные барельефы с изображением крестного пути Христа — так называемые 14 стояний, от осуждения на казнь Понтием Пилатом до положения во гроб.

Стены зала украшают барельефы с изображением крестного пути Христа

Стены зала украшают барельефы с изображением крестного пути Христа

Поделиться

В здании регулярно проводят мессы католики

В здании регулярно проводят мессы католики

Поделиться

Однако некоторые утверждают, что помимо католиков и музыкантов в здании есть еще и третья сторона.

«Франкенштейн из Органного»


Четыре года назад немецкий органист Хайнрих Вальтер играл в Красноярском органном зале фантазию и фугу на темы из оперы Мейербера Джакомо «Пророк». После концерта в гримёрную к артисту зашла пожилая женщина и сообщила, что видела призраков.

— Сказала: «Когда вы играли, я видела на сцене пророка в окружении рыцарей Тевтонского ордена. Они были в белых одеждах с черными крестами», — вспоминает Андрей Бардин.

Во время концерта зрителям привиделись призраки

Во время концерта зрителям привиделись призраки

Поделиться

Новость быстро разлетелась среди сотрудников филармонии, вскоре ее подхватили местные телевизионщики и привезли в Органный зал экстрасенса — девушка долго ходила по помещению, а потом вынесла свой вердикт — здесь живут призраки.

— Постановила, что здесь у нас в здании ни менее полусотни таких духовных сущностей, среди них есть как положительные, так и отрицательные. Но они между собой ладят, и поэтому никакой опасности не представляют, — говорит музыкант.

Подтверждают слова экстрасенса охранники костела. В прежние годы дежурные часто жаловались, что слышат по ночам шумы, шорохи и даже музыку. Сейчас охраной здания занимается частное предприятие. Недавно один из охранников признался, что ночью на него напал необъяснимый страх. Больше парня здесь не видели.

Андрей Бардин не верит, что в Органном зале обитают призраки

Андрей Бардин не верит, что в Органном зале обитают призраки

Поделиться

Сам Андрей Бардин к шорохам и легендам относится скептически и старается искать всему логичное объяснение.

— Я пытаюсь найти природу этих явлений. Девушка-экстрасенс сказала, что духи летают ночью по органным трубам и от этого возникает звук. Но я думаю, что в вечернее время кто-то может заниматься в музыкальной школе по-соседству и звуки доносятся из открытого окна или через подземный переход. К тому же здание живет своей жизнью — оно нагревается и остывает. Могут возникать чисто инженерные шумы. А потом это все обрастает такими «вещами». Наша фантазия безгранична, мы можем нарисовать себе что-то и увидеть это, — считает музыкант.

В поисках призраков мы отправляемся в подземелье Органного зала. Немногие знают, но здание соединяется с соседней музыкальной школой подземным переходом. Построили его также во время реконструкции 1982 года. Тяжелая металлическая дверь со скрипом отворяется, и мы оказываемся в темном коридоре. Внутри сыро и холодно, так здесь в любое время года, даже летом. В конце перехода мы упираемся в деревянную дверь, дальше прохода нет — заперто изнутри. Поэтому возвращаемся обратно.

Длинный коридор соединяет Органный зал и стоящую рядом музыкальную школу. Марля имитирует паутину — несколько лет назад здесь проводили мероприятие для зрителей

Длинный коридор соединяет Органный зал и стоящую рядом музыкальную школу. Марля имитирует паутину — несколько лет назад здесь проводили мероприятие для зрителей

Поделиться

Со стороны музыкальной школы дверь заперта изнутри

Со стороны музыкальной школы дверь заперта изнутри

Поделиться

А вот еще одно место в Органном зале, закрытое от посторонних глаз, — балкон. Он находится наверху зрительного зала. Здесь самый красивый вид и лучшая акустика. Когда-то сюда пускали зрителей по пригласительным. Теперь ложа закрыта — использовать ее запретили пожарные — наверх ведёт узкая витая лестница, и быстро эвакуироваться в случае ЧП не удастся.

На балконе стоит церковный электронный орган. Около 10 лет назад он перестал работать во время грозы

На балконе стоит церковный электронный орган. Около 10 лет назад он перестал работать во время грозы

Поделиться

С балкона открывается самый лучший вид на зал

С балкона открывается самый лучший вид на зал

Поделиться

Мы обошли всё здание в поисках потусторонних сущностей, о которых говорила экстрасенс, но так ничего и не нашли. Или просто не там искали? Самая главная тайна оказалась у всех на виду.

— Московский профессор Алексей Паршин говорит, что неодушевленный предмет, с которым человек длительное время работает, человек практически оживляет своей душевной психической энергией, некий такой «Франкенштейн». Какую-то часть души орган принимает, и я в это верю, я с этим согласен. Он действительно почти одушевленный — очень хрупкий, как ребенок, от температуры воздуха меняется настройка, от влажности может что-то не сработать. Если ты подумал об инструменте плохо, он на тебя обидится и на концерте может выдать какую-нибудь штуку, я знаю это и никогда себе не позволяю плохих мыслей. А гастролеры, бывает, скажут, и на концерте произойдет заминка — труба может не закрыться и дудеть, и не такое бывало, — говорит Андрей Бардин.

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter