В мае 2023 года стало известно о задержании руководителя ФСКНЦ ФМБА Бориса Баранкина. Тогда красноярцы узнали, что у него был личный тайник с лекарствами «для своих». И чего там только не было: от капель для носа до сильнодействующих препаратов, и даже ботокс. Корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина поговорила с источниками, близкими к расследованию уголовного дела, и узнала, как появился тайник с лекарствами, почему его не нашла ни одна проверка и что теперь ждет супругов Бориса и Татьяну Баранкиных, которых подозревают в мошенничестве.
Тайник для своих
О махинациях Бориса Баранкина, теперь уже бывшего руководителя ФМБА, стало известно в конце мая 2023 года. Тогда появилась информация от СК РФ по Красноярскому краю и Хакасии о том, что «Отличник здравоохранения» (такую награду получил Борис Баранкин в 2018 году за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд) — подозреваемый в громком уголовном деле. По данным следователей, сам Баранкин и его супруга Татьяна организовали мошенническую схему, закупили за счет медучреждения, деньги которому были выделены по ОМС, лекарства на сумму более девяти миллионов рублей и самостоятельно пользовались ими. Бориса и Татьяну Баранкиных задержали, его отправили под стражу, ее — под домашний арест. На момент написания материала мера пресечения остается такой же.
Источник NGS24.RU, близкий к ситуации, рассказывал тогда корреспонденту, что в аптекарском складе ФМБА оперативники нашли потайную комнату, в которой на момент обнаружения было около полутора тысяч упаковок лекарств: средства для похудения, косметологические препараты, успокоительные, седативы и обезболивающие, обычных безрецептурных препаратов тоже хватало, были даже дорогие зубные пасты. Оказалось, что лекарства эти предназначались для личного пользования семьи Баранкина, а также для важных персон. Для кого именно — наш источник распространяться не стал, но намекнул, что это представители власти и руководители крупных коммерческих структур. К тайной комнате мы еще вернемся позже.
Самый главный в больнице
Полную картину этого уголовного дела можно рассмотреть, только понимая, кто такой Борис Баранкин и как он возглавил ФМБА. Как оказалось, Борис Владимирович никогда не получал медицинского образования (это нам подтвердили источники из Минздрава Красноярского края), а до того, как возглавить Клинический центр, работал инженером, был вторым секретарем ГК ВЛКСМ в Зеленогорске, там же был заведующим отделом агитации и пропаганды горкома КПСС, директором ФАНПО «Интеркосмос», директором ОАО «Пищекомбинат».
В 2000 году Баранкин занимает должность заместителя начальника по экономике «Медико-санитарной части № 42». Правда, в 2003 году становится заместителем начальника управления соцзащиты населения администрации Зеленогорска, но уже в 2006 году встает во главе ФГУЗ «Клиническая больница ФМБА № 42» и в 2008 году достигает своего карьерного пика — становится генеральным директором ФГУЗ «Сибирский клинический центр ФМБА».
Отсутствие медицинского образования не помешало Борису Баранкину возглавить медучреждение, даже наоборот, помогло карьере, ведь он стал там генеральным директором. А вот главный врач «Медсанчасти № 42» отошел на второй план и стал его заместителем. По данным наших источников, назначение Баранкина совпало с женитьбой на Татьяне Андреевне Баранкиной. Она в то время возглавляла зеленогорскую сеть аптек № 42. Как раз Татьяне Андреевне, по мнению наших источников, Борис Владимирович и должен быть благодарен за карьерный взлет, ведь на тот момент у нее были прочные связи с московским руководством ФМБА.
На базе Красмашевской больницы на Коломенской организовали Сибирский клинический центр, Борис Баранкин возглавил его, зеленогорский филиал де-юре присоединился к красноярскому. Но по факту у руля стояла команда из Зеленогорска. Татьяну Андреевну, на тот момент уже супругу, Борис Владимирович назначил своим заместителем — к концу карьеры она уже была директором по страховой и внебюджетной деятельности. На такой должности Татьяна Баранкина решала вообще все вопросы: и медицинские услуги по ОМС, и по ДМС, и даже внебюджетную деятельность курировала.
К семейному бизнесу присоединился и сын Татьяны Баранкиной от первого брака Максим Татаринцев. Он создавал коммерческие фирмы, которые поставляли медицинское оборудование и расходники в ФМБА.
По данным наших источников, близких к расследованию уголовного дела четы Баранкиных, всё было направлено на процветание и обогащение семейства. В любом медучреждении существует четыре направления: закупка лекарств, закупка медицинских изделий, закупка оборудования и закупка для лабораторий. Вот с лабораториями было как раз всё просто — всё работало, там ничего не меняли, потому что товары для лабораторий и исследований специфические. А в других направлениях, по мнению наших спикеров, была возможность осваивать бюджетные деньги и получать откаты.
— По факту они там [в ФМБА] были хозяева, вокруг Татьяны Баранкиной все бегают, что скажет, всё исполняется. Не дай бог какой-то пациент, кого она привела, пожалуется, людей выгоняли, увольняли. В больнице был косметический салон, в котором она все прически делала, личный косметолог, фитнес, LPG-массаж и другие вещи, которые вообще очень косвенно относятся к деятельности медицинского учреждения, — поясняет источник NGS24.RU.
При Борисе Баранкине в ФМБА было настоящее кумовство, на руководящие должности приходили родственники генерального директора. Наталья Баранкина (дочь Бориса Владимировича) работала в той самой аптеке, где прятался за шкафом тайник с лекарствами, племянница Татьяны Баранкиной (влиятельной супруги Бориса Владимировича) Полина Шарапина работала в экономическом отделе СКЦ. По мнению наших источников, она покрывала огромные траты семейства из бюджета больницы. Племянник нынешней супруги Бориса Баранкина (с Татьяной он развелся и женился на Екатерине Кравченко) Артем Потехин тоже работает в СКЦ и даже проходит дорогостоящее обучение в московских учреждениях по направлению топ-менеджмента.
Сотрудники ФМБА видели роскошную жизнь топ-менеджеров: Борис Баранкин ездил на служебном Genesis G80, который стоит около 10 миллионов рублей. К слову, для всех остальных сотрудников ФМБА были служебные Lada Largus. Каждая командировка Бориса Баранкина обходилась больнице в 200–300 тысяч рублей, жил, по словам наших источников, в дорогих гостиницах и, естественно, всё было включено.
Тайное становится явным
При таком отношении к работе персонал начал понимать, что и им так можно себя вести, стали искать варианты, как подзаработать. 3 ноября прокуратура Красноярского края сообщила о том, что заведующей аптекой ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА России» и начальнику технического отдела дали по 5,5 лет колонии строгого режима и по штрафу в 1,9 миллиона рублей за то, что они завышали стоимости контрактов на поставку медицинских изделий и брали взятки.
По данным ведомства, в 2018 году заведующая аптекой получила из учреждения срочную заявку на поставку пяти медицинских чулок. В аптеке их не оказалось, поэтому она позвонила своему знакомому менеджеру ООО МТФ «Мединстал», который продавал медицинские изделия, и попросила его как можно скорее поставить чулки. В итоге закрутились шестеренки классического откатного механизма.
— Когда товар поступил, женщина предложила менеджеру в счет оплаты чулок провернуть криминальную сделку, заключив контракт по завышенной стоимости, а маржу забрать себе. Опробовав криминальную схему закупок, они скрепили ее деловым рукопожатием и договоренностью о длительном и взаимовыгодном сотрудничестве, — рассказали в краевой прокуратуре.
К заведующей присоединилась и начальник технического отдела — за четыре года они все вместе успели заключить более 100 таких контрактов. Сам менеджер, продолжают в прокуратуре, в знак благодарности поставлял им крупногабаритную мебель, холодильники, стиральные машинки, пылесосы, подарочные карты в магазины бытовой техники, путевки в Египет, Доминиканскую республику и в Крым, а еще порошки, шампуни, мыла и другое. Как отмечают в прокуратуре, самой креативной взяткой стали семь упаковок памперсов.
Сотрудницы не только завышали цену, чтобы получить откат, но и проводили закупку вне конкурса, обосновывая это срочностью закупки. Частично на руку им был разбушевавшийся коронавирус, в условиях борьбы с которым они могли не проводить конкурентную процедуру. Когда они попали в поле зрения силовиков, начали давать интересные показания на вышестоящее руководство. Так тайник с лекарствами перестал быть секретом.
Ковид развязывает руки
Наполняемости тайника в 2021 году стала угрожать система «Честный знак», но руки мошенникам развязал ковид. По данным наших источников, Баранкины, понимая, что лавочка скоро может прикрыться и придется отчитываться перед ФОМСом за покупку какого-нибудь средства для похудения, решаются на очередную махинацию. Они начали закупать антибиотики для ковидных больных, но... лишь по документам, а по факту покупали те лекарства, которые были нужны им самим.
— В общем почти на 20 миллионов так вот было «задвоено» и закуплено. Там заставляли сотрудниц аптеки, каких-то обычных провизоров, бабушек... Приходят коробки и им говорят: «Ты просто не вскрываешь, ничего не считаешь, расписываешься за антибиотик, не твое дело вообще сюда лезть». А что делать? Уволят. Расписывались, — уточняет наш источник.
Уголовное дело еще не завершено, следователи продолжают работать, вскрываются новые факты мошенничества Баранкиных.
Любое медучреждение должно проходить периодические проверки, и в ФМБА они были, но о самой тайной комнате даже никто не догадывался. Дверной проем, который ведет в нее, прятали за большим шкафом в те самые моменты, когда аптеку медучреждения приходили проверять.
На имущество Баранкина стоимостью 53 миллиона рублей наложен арест: на автомобиль, два жилых и два нежилых помещения, деньги. Наши близкие к ситуации источники рассказали, что Баранкин нажил гораздо большее состояние, дома у него нашли ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней на сумму около 300 миллионов рублей, сумки, часы и аксессуары элитных марок.