Гражданин Казахстана оказался в красноярском СИЗО № 1 по подозрению в покушении на сбыт наркотиков. Его адвокаты Илья Сопин и Олег Киселев считают, что уголовное дело против молодого человека по статье 228.1 могли сфабриковать. Сейчас защитники пытаются помочь парню, но, с их слов, следствие разными способами противится этому.
Историю 24-летнего казахстанца NGS24.RU рассказал один из его адвокатов — Илья Сопин. По словам защитника, летом 2023 года его подзащитный приехал на работу в Красноярский край. Но молодой человек не успел даже получить вид на жительство и разрешение на работу: спустя несколько дней, 4 июля, его задержал экипаж ДПС в переулке Ачинском — в одном из частных секторов города. Парня заподозрили в покушении на сбыт наркотиков.
— В его поясной сумке, которая была на груди, якобы увидели свертки. При визуальном осмотре свертки увидеть невозможно. Их можно увидеть только при личном досмотре человека. Протокола личного досмотра сотрудниками ДПС нет, хотя они должны были его составить на месте, так как остановленный ими гражданин на вопрос: «Есть ли у него запрещенные вещества?» ответил: «Нет», — заявил Илья Сопин.
Согласно рапорту, копия которого есть в распоряжении NGS24.RU, при встрече с дорожными полицейскими молодой человек якобы занервничал, а свертки у него увидели при так называемом «визуальном осмотре» — сотрудники ДПС заметили изоленту и скотч в черной папке, которая были внутри сумки казахстанца. Также в рапорте говорится, что парня заковали в наручники и доставили в отдел полиции.
Молодой человек находится под арестом уже 3,5 месяца. Его адвокат заявил, что написал около 10 ходатайств, в одном из них он требовал провести потожировую экспертизу пальцев сотрудников ДПС, чтобы понять, есть ли их отпечатки на свертках, якобы найденных у его подзащитного. В ходатайстве было отказано, потому что делать это «нецелесообразно». Копии ходатайства и объяснения отказов в них есть в распоряжении редакции.
— Мы попросили предоставить записи с видеорегистраторов, которые есть как на груди сотрудников ДПС, так и внутри автомобиля... Ответа до сих пор нет. Мы просили объяснить, почему ДПС ездит по частному сектору, где нет движения... Отказали. Сослались на то, что это не имеет значения для уголовного расследования, — говорит адвокат. — Мы столкнулись с обвинительным уклоном. Если мы берем законодательство, то сторона защиты и сторона обвинения равны. Они в большей мере состязательны в суде, но тем не менее стадия предварительного расследования, которая вот сейчас идет, она тоже предусматривает то, что сторона защиты может заявлять ходатайства, писать жалобы, предъявлять свои доказательства. И по принципиальным моментам нам это делать не особо дают.
Кроме записей с видеорегистраторов адвокаты требовали приобщить к делу биллинг понятых и биллинг звонков подзащитного с целью выяснить, кому он мог звонить в день задержания. Это требование, со слов Сопина, тоже оставили без ответа.
— Адвокатами были заявлены ходатайства об истребовании и приобщению к делу биллинга понятых, так как, по словам подзащитного, их не было в момент изъятия [свертков] в отделе полиции, и подошли они лишь в момент упаковки свертков с наркотиками, — отмечает адвокат. — Следует отметить, что данные действия нарушают право на защиту нашего доверителя, так как именно следователь на данном этапе уголовного процесса выступает гарантом реализации прав обвиняемого и без его участия приобщить данные доказательства не представляется возможным. А если органы следствия так уверены, что ими установлена истина по уголовному делу и их версия является верной и неоспоримой, то почему они не могут приобщить то, что просят защитники?
В одну из встреч, продолжает Илья Сопин, подзащитный намекнул ему, что его уговаривают дать признательные показания. Узнать подробности происходящего в таких условиях не предоставляется возможным, говорит адвокат. По его мнению, всё из-за камер, которые пишут общение с подзащитным.
— Подводили человека к тому, чтобы он дал нужные для следствия показания, — сказал адвокат. — Не исключается внутрикамерная разработка, что подтверждается необоснованным переводом нашего подзащитного из камеры в камеру. За время пребывания в следственном изоляторе он находится уже в четвертой камере.
В ближайшее время будет очередное заседание по мере пресечения. Адвокаты будут настаивать на переводе под домашний арест.
NGS24.RU отправил официальные запросы в ГИБДД, ГУ МВД и ГУФСИН с просьбой прокомментировать слова защитника подозреваемого. Мы опубликуем их ответы сразу, как только они поступят в распоряжение редакции.
Кроме подзащитного Сопина, по статье 228.1 проходят еще 12 казахстанцев. Некоторых из них уже осудили и отправили в колонии, другие еще находятся в следственных изоляторах. Так же, как и подзащитный Сопина, они не имели вида на жительство в РФ и разрешения на работу. По каким причинам они не получили ни то, ни другое, Сопин не уточнил.
Адвокаты казахстанца написали генеральному консулу Республики Казахстан и попросили приехать в Красноярск и проверить условия содержания граждан республики в учреждениях ГУФСИН Красноярского края и обстоятельства совершенных им преступлений. Рабочая группа планирует приехать в конце октября, а сам генеральный консул держит ситуацию на контроле, отметили защитники.