Расправа над семьей из пяти человек в Хакасии шокировала всю страну. Отсидевший за двойное убийство зэк не пожалел даже 8-летнюю девочку. Татьяна Стриганова разбиралась в мотивах и хронологии зверского убийства.
Первым убитых родных увидел Александр Хнычев, сын погибшей семейной четы. Александру 30 лет, и у него своя семья, дочка и отдельный дом неподалеку. Это его и спасло в роковое утро. В десятом часу утра он прибежал к дому родителей на Целинной улице, увидел мать на крыльце дома, остальных убитых внутри и отца, которого Панов добил ножом в кустах картофеля. Поверить в увиденное он смог не сразу — ведь за полчаса до этого он говорил с матерью, и ничего не предвещало беды. А теперь она лежит у его ног с перерезанным горлом.
Отсидел полжизни
Местом жуткой расправы над семьей из пяти человек стало село Джирим в курортном Ширинском районе Хакасии. До популярного у отдыхающих озера Шира здесь более 50 километров, поэтому местные работают в аграрном секторе, на ферме «Мустанг». На сайте села предприятие называют градообразующим — там работает 110 человек. Средняя зарплата — 10 тысяч рублей, более никакой работы в Джириме нет. Поэтому, когда весной в село вернулся отсидевший 18 лет за двойное убийство Федор Панов, он именно туда устроился пастухом.
В колонии он провел ровно половину жизни: приговор за убийство, тоже семейное — матери и ее беременной дочери — Панов получил в 18 лет. В 35 лет он вернулся буквально в никуда: его дом, построенный на отшибе села, оказался полуразрушен. Родителей сидельца никто не помнит. До приговора он жил с бабушкой, но она давно умерла. Поначалу соседи мужчину побаивались, но со временем привыкли.
— Когда он убил в первый раз, я была в первом или во втором классе, поэтому помню смутно, но это был шок для всего села. И когда прошла информация, что он вышел на свободу, многие удивлялись, как его вообще выпустили, и боялись (Панов вышел по УДО за два года до окончания срока. — Прим. ред.), — говорит Анжелика Федорова.
Но спустя пару месяцев страх начал уходить. «Думали, что исправился: устроился на работу, выпивал, но в меру», — говорили соседи. Панов начал обустраивать свой старый дом, односельчане приносили ненужную мебель.
«Я порешил всю твою семью»
— Видимо, с Мариной Хнычевой он был знаком еще с давних времен, и сейчас у них завязались отношения. Она работала на Шира, а сюда приезжала иногда к родителям и встречалась с ним. На днях она снова уехала на работу, он начал ей названивать, она его и послала. Вчера утром он позвонил ей снова, сказал, что порешил всю ее семью. Она в это не поверила, позвонила своему брату Александру Хнычеву, тот поехал сразу на место. И увидел всё.
Увидел на крыльце маму убитую, с перерезанным горлом, папу нашли в картошке, а его брата-близнеца, дядю Сережу, нашли вообще в бане. Всё произошло очень быстро.
Следственный комитет привел список убитых (имена нам сообщили жители деревни): на месте скончались 56-летняя хозяйка дома Светлана Извекова, ее 58-летний муж Владимир Хнычев, 19-летний сын Вадим Хнычев, 8-летняя внучка Алина и 58-летний дядя Сергей Хнычев. Дом, который сейчас показывают по всем федеральным каналам, семья получила более 10 лет назад взамен сгоревшего — добрый жест главы села. Комфортом он не отличался, но денег на перестройку и покупку новой мебели особо не было, мужчины работали на той же единственной в селе ферме.
— Раньше они жили беднее, а в последнее время все мужчины в семье, кроме 19-летнего Вадима, потому что он инвалид, работали. Как только деньги появлялись, их тратили на обустройство дома. Недавно вставили пластиковые окна, хотели еще делать ремонт, но вот так всё закончилось, — вспоминает Анжелика.
Почему пустили к себе?
— У нас деревня небольшая, и раньше, возможно, погибшие общались с его родителями. Все же работали в одном месте: кто-то пасет коров, кто-то доит и так далее. Но когда тот вернулся, Саша говорил родителям: «Зачем вы его пускаете, не надо этого делать». Но они добрые люди и даже не понимали, что такое может произойти. Вообще, Саша утром разговаривал с мамой, всё было хорошо, он звонил ей с 8 до 9 утра. Всё было нормально, и за какие-то считаные минуты всё это произошло, — говорит Анжелика.
Хотел устроить самосуд
Примерно в одно время у дома убитой семьи оказался осиротевший Александр Хнычев и глава села Александр Капран с другими односельчанами. Они увидели, что Панов пытается попасть в соседний дом (оттуда слышны крики о помощи). В итоге бывший сиделец пустился бежать от всех по улице, и его сбили на автомобиле.
— Он кричал, что убьет всех, когда выйдет на свободу. Утихомирили его только ломом — ударили по ногам, чтобы не убежал. А вообще, Саша хотел его убить. У него была единственная эта мысль, но ему, конечно, никто не дал это сделать, — рассказала Анжелика Федорова.
Основной мотив массового убийства — месть «с целью причинить моральные страдания и горе». Речь идет о родной сестре Александра Хнычева Марине. Мы написали женщине в соцсетях, но она не ответила. Коллеги с РЕН-ТВ нашли ее сегодня около дома родителей. Она пожелала Панову «сгнить в тюрьме».
— Чтобы он сдох, скотина, там. Сгнил, — сказала безутешная женщина корреспонденту телеканала. Она добавила, что с преступником ее ничего не связывало.
Что побудило Панова к убийству? Одни жители говорят, что факт измены (мужчина узнал, что Марина замужем и проживает с супругом в другом городе), другие — последний разговор, в котором она сказала, чтобы Панов ей не звонил.
Корреспондент издания «Правмир» вчера побывала в селе и поговорила с главой Александром Капраном. Выяснилось, что запрос о постановке на учет недавно освободившегося зэка в местный отдел полиции почему-то не поступил.
— Я говорю [участковому]: «Ты доедь, познакомься. Всё, что необходимо после того, как человек освободился, делайте», — продолжает Александр Капран. — Потом мы повстречались, он говорит: «Да, действительно освободился. <…> Всё, я с ним переговорил, он поедет и встанет на учет». Я успокоился, — отметил Капран.
Завтра в Джириме будут хоронить семью Хнычевых. Неравнодушные люди меньше чем за один день насобирали семье на похороны больше 40 тысяч рублей — сбор объявила Анжелика Федорова.