В красноярском СИЗО уже восемь месяцев содержится 59-летний мужчина интеллигентной наружности и с педагогическим опытом более 20 лет. Помимо этого опыта у него также есть погашенная судимость за развратные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних в советские годы. Сейчас его подозревают в том же, в чем и в 1986 году, — развращении мальчиков. А также в изготовлении детской порнографии. Сейчас в деле насчитывается 10 эпизодов.
До суда и приговора мы не можем называть имени и фамилии человека. Не станем мы этого делать еще и потому, что за свою жизнь под видом педагога мужчина успел пообщаться с сотнями детей. Мы полагаем, никому из ребят не понравятся вопросы: «Правда тот педагог был педофилом?». Поэтому все остальные участники тех событий названы тоже только по именам.
На странице подозреваемого Александра размещены сотни короткометражек собственного производства, а также 12 тысяч фотографий. Почти все они — с участием детей. До осени 2018 года мужчина охотно делился грамотами, благодарственными письмами. Коллеги мужчины говорят о нем как о горящем, инициативном и немного склочном — отстаивал свою позицию до последнего.
Другие вспоминают: занимаясь благим делом, при съемке сюжета в детском доме не забывал о своих коммерческих интересах.
Трудовой путь педагога, режиссера детских фильмов, организатора фестивалей начался с колонии. 24-летним парнем Александр отправился в советскую тюрьму за развращение подростков. Их он развращал на правом берегу Красноярска, с которым, как мы увидим, тесно связана вся дальнейшая жизнь мужчины.
Обвинения в разврате усугублялось тем, что мужчина требовал от пострадавших детей отказаться от показаний. Давил на них, угрожал. Самый гуманный в мире народный суд дал Александру максимум из возможного в то время наказания — 3 года. Но и этот срок он не отсидел — освободился по амнистии и вышел уже в 1987 году.
Первое время мужчина старался не привлекать к себе внимания. Сначала работал грузчиком, потом штукатуром. Внезапный взлет пришелся на перестройку. В 1989 году мужчина внезапно занял должность социального педагога при Свердловском Доме пионеров. После был директором музея при красноярской школе, а при приближении нулевых открыл в себе талант фотографа и видеооператора.
Почти во всех учреждениях, где работал Александр, он практически сразу же организовывал кружки. Обучал детей фотосъемке, операторскому искусству. В кружках было много детей из неблагополучных семей. Со своими воспитанниками мужчина ходил на природу. Идиллические фото размещались на социальных страницах.
Источник NGS24.RU в правоохранительных органах сообщает: первое после освобождения преступление Александр совершил в Красноярске. Он устроился в местную библиотеку для людей с ограниченными возможностями в 2015 году. Замдиректора учреждения вспоминает, что изначально его взяли на должность методиста информационно-библиографического отдела. Он должен был создавать контент для сайта библиотеки. Его должность была никак не связана не только с контактами с детьми, но и с другими посетителями библиотеки.
«У него было очень много опыта и много различных приспособлений для фотодела. Но где-то через год он внес предложения, организовал в библиотеке фотостудию, вел журнал, придумал программу этого клуба. Сначала было все хорошо, но со временем у нас начали возникать подозрения: у него как будто из ниоткуда появлялись различные сертификаты, грамоты. Помню, когда устраивался на работу у него была внушительная папка с рекомендациями с предыдущих мест работы. Смотрели его трудовую книжку — там нет никаких данных об увольнениях, но сверху было много записей "выдан вкладыш". Но никаких вкладышей там не было, мы требовали их предоставить, но он говорил, что просто потерял их», — рассказывает замдиректора учреждения.
С какого-то времени мужчина начал работать с детьми. Приглашал их поиграть за библиотечными компьютерами, но в стенах учреждения никогда не оставался с ними один на один. Это ему не помешало заводить «дружбу». Особенный интерес Александр проявлял к ученику коррекционного класса, который ходил в библиотеку.
Знакомые с ходом расследования говорят, что первые развратные действия над ребенком Александр совершил, зазвав его к себе домой. Не исключено, что мужчина надеялся: из-за особенностей психики ребенок-инвалид никому не расскажет. В итоге дошло до того, что мужчина заплатил мальчику 200 рублей за оральный секс на острове Татышев, но это был лишь один из трех эпизодов.
Насилие прекратилось из-за увольнения Александра. При этом увольнение мужчины в библиотеке объясняют путано и странно.
«Мы в интернете увидели постановление о запрете работать в образовании людям с судимостями. Мы письменно потребовали у всех сотрудников, имеющих отношение к детям, принести справку о наличии или отсутствии судимости. Он долго ее не приносил, ссылался на занятость и на другие причины, принес ее последним. Он ее принес, мы потребовали написать заявление на увольнение. Почему мы не потребовали ее при приеме на работу — потому что изначально должность методиста не предполагала контакт с читателями», — объясняет замдиректора библиотеки.
После увольнения Александр спешно покидает Красноярск. Но до этого успевает снять короткометражный фильм для местного храма с участием детей из воскресной школы. В нем речь идет об участии детей в проповедовании религии. На сайте храма можно найти ссылки на режиссера.
Настоятель храма на момент написания материала был в отпуске и недоступен для комментария
В красноярской епархии заверили, что подозреваемый никакого отношения к церкви не имеет: «Это был просто совместный проект, ничего более». Храм располагается на правом берегу, недалеко от библиотеки.
В ноябре 2016 мужчина прибывает в один из поселков на юге Красноярского края. Приезжий произвел неизгладимое впечатление на главу сельсовета: местный дом культуры уже полгода, как на замке, на носу новогодняя елка, которую попросту некому проводить и, тут спаситель — педагог с блестящей репутацией и толстенной папкой рекомендаций, готовый работать на копеечную зарплату.
К копеечной зарплате полагалось служебное жилье во временное пользование.
Работница сельской администрации вспоминает:
«Нам он говорил, что 20 лет проработал в красноярской школе. Мне глава сельсовета дал команду его оформить — у него безупречная репутация, своя техника. Он действительно профессионал, если бы с ним дети действительно занимались, они бы на кусок хлеба всегда могли бы заработать на каких-нибудь презентациях или выставках. Это было правда интересно».
Скоро по деревне поползли слухи. Слишком часто Александр приглашал к себе домой детей помочь по хозяйству. Коллеги посоветовали так не делать.
Вскоре в администрацию поступила анонимка. В ней говорилось о судимости мужчины. Одна из жительниц поселка, советовавшая Александру не звать к себе детей, вспоминает: «Он обвинял меня в том, что эту анонимку я на него написала».
Руководство попросило мужчину написать заявление. Он отказывался. Доказывал, что совершенное в молодости преступление — «небольшой тяжести», потрясал грамотами, победами в конкурсах киномастерства. Однако все же покинул в конце концов село. Из сводок правоохранительных органов следует, что никаких преступлений в районе он не совершал.
Предстоял поиск нового рабочего места, и мужчина отправился уже в другой район на юго-востоке края. Работая в сельском доме культуре, он надругался над одним из детей. В селе при этом мужчина пользовался авторитетом как человек культурный и интеллигентный. Любовь к кинематографии его не покидала. В силовых органах считают: во время одной из своих командировок на кинофестиваль в Челябинск Александр надругался еще над одним мальчиком.
К 2018 году мужчина перебрался уже в село на северо-востоке края. Там он вновь устроился работать в дом культуры. Его фамилию можно встретить в районных новостях про фестивали, народное творчество.
В это же время одна из работниц сферы культуры вспоминает одну странность: «Я в прошлом году была на учебе в Дивногорске. Увидела его на занятиях по повышению квалификации работников культуры — он был с маленьким ребенком. Подошла к специалистам по регистрации, спросила, где он работает, мне уже тогда сказали, что в Дзержинском районе. Но дело не в этом. Он раньше к нам на работу ходил с маленьким ребенком, представляя его внуком, но в этот раз был совершенно другой мальчик. Ребенок детсадовского возраста в течение трех дней с 9 утра до 6 вечера сидел и слушал эти лекции».
Последний эпизод насилия над ребенком, в котором подозревают мужчину, произошел в поселке Дзержинского района.
Все пострадавшие — это мальчики от 12 до 16 лет. Все они — дети с различными степенями умственной отсталости. Со всеми Александр заводил доверительные отношения. Кроме насилия мужчина снимал все происходящее на камеру и хранил на своем компьютере.
Самое непонятное в этой истории — как судимый за развращение подростков сумел устроиться на работу в государственные органы, прикрываясь грамотами, победами на местечковых кинофестивалях. С 2013 года в России действует запрет на прием на работу лиц с судимостями по таким статьям. Отделы кадров обязаны запрашивать у желающих устроиться на работу в образовательные учреждения справку о судимости. Руководству учреждений положены штрафы за прием таких личностей.
Учреждения, в которых в последние годы работал задержанный, подчиняются министерству культуры. Там отказались что-либо комментировать, сославшись на то, что все руководители находятся на совещании, а пресс-секретарь — в отпуске.