Привет! На связи корреспондент NGS24.RU и стилист устойчивой моды Полина Бородкина. После моего материала о красноярских брендах одежды в комментариях разразилась нешуточная дискуссия об их ценовой политике. Если кратко, то многие заявили о том, что местные производители ставят неоправданно высокий ценник на свою продукцию. Решила выяснить, почему так и никак иначе. За объяснениями отправилась на производство одного из местных брендов уличной одежды — ребята любезно пригласили окунуться в их рабочую атмосферу. Узнала, из чего складываются цены на вещи, сталкиваются ли они с негативом насчет стоимости и как доносят ценность своего продукта до покупателей. Обо всем по порядку.
Всё началось с футболок
Бренд был создан в марте 2018 года тремя красноярцами: Никитой Морским, Никитой Чавалюком и Евгением Филипчуком, но сейчас за его работу отвечают только Евгений (он, кстати, его идеолог) и Александр Лазарев, который пришел в бренд спустя два месяца после его появления. Ребята не скрывают: тогда они преследовали цель заработать. Но сегодня, с их слов, всё по-другому: Евгений и Александр называют себя и свою команду творческими людьми, а в свою одежду, как они говорят сами, вкладывают «определенные смыслы».
Всё началось с коллекции футболок со скошенными срезами — это когда одна сторона длиннее другой. Парни буквально отрисовали ее на коленке, закупили ткань, отшили, отфотографировали и продали — последнее получилось сделать без обращения к рекламе.
— Мы просто делали футболки и пытались продавать их. И они продавались, причем, очень хорошо. Я не знаю, почему аудитория брала их. Возможно, это был новый современный продукт для нее, потому что футболки были в интересном дизайне, — говорит Александр Лазарев. — Мы просто делали вещи, которые чувствовали сами, что они будут интересны, и их покупали.
Удар 2020-го и запуск собственного производства
Евгений и Александр даже переехали в Москву и пробовали продавать одежду сразу на нескольких площадках, однако вскоре им пришлось вернуться. Причины они предпочли оставить в секрете.
В то же время ударил 2020 год. Красноярские производства, на которых отшивалась одежда, вынужденно не работали из-за коронавирусных ограничений, поэтому бизнес сошел на нет. Но осенью 2020 года парни запустили собственное производство мерча и сосредоточили все силы на нем. Цех находится на Красной Армии, 10 и занимает весь шестой этаж здания.
Мерчандайз (мерч) — это одежда, аксессуары, сувениры и любые другие функциональные или просто красивые вещи с символикой бренда.
— Появилось собственное производство, с которого мы начали второй путь, более интересный, более уже со смыслами и с большим-большим опытом. Сама идея создать производство появилась на тех болях, которые мы испытывали, отшивая свой бренд, — говорит Александр. — Обычно все с производства уходят в бренд, а у нас всё наоборот: история с брендом затянула нас в историю производства. Мы сфокусировали производство не на пошиве коллекции бренда и работе с локальными брендами, а именно на разработке уникального мерча.
Ребята начали конкурировать с крупными компаниями по производству сувенирной продукции. Многие клиенты не понимали и не понимают, почему они должны платить 2500 рублей за футболку (и это без печати), тогда как у тех самых крупных компаний точно такая же стоит всего 700 рублей, а то и дешевле. Евгений и Александр оправдывают ценообразование своего производства простым качеством.
— Качество — это та история, за которую мы бьемся по сей день и будем биться до конца своих дней. Мы предложили рынку совсем новый продукт именно по качеству и по возможностям того же самого дизайна. Для нас качество — это не просто хорошо сшитая футболка, но еще и сервис. Качество не заканчивается тем, что мы отдали хорошо сшитую футболку. Качество должно быть с момента, когда нам позвонили, до момента, когда мы выдали всю партию, — поясняет Александр. — Вы можете прийти, выбрать лекала, выбрать ту модель, которая классно сидит на вас. Если вы хотите oversize-футболку, то мы можем предложить выбрать материал по плотности, цвету. Мы можем предложить вам и доработать изделие в ту сторону, в которую вам хотелось бы. Мы полностью берем на себя производство мерча: от идеи до готового продукта.
Почему так дорого?
Важно понимать, что за созданием простой футболки может стоять не один десяток человек, поясняет Евгений Филипчук. Как минимум среди них есть дизайнер, конструктор и швея. Их участие тоже влияет на конечную стоимость продукта.
— Дизайнер разрабатывает концепцию, стилистику, цвета. Конструктор в свою очередь придает всему этому форму, причем он может делать это по несколько раз. Далее — материалы. Все материалы покупаются в долларах и евро, потому что тот же трикотаж не производят в России. И у каждого поставщика курсы доллара и евро свои — такой бизнес, — говорит Евгений. — Если вы хотите нормальный пошив, то швее надо нормально заплатить за это. Сюда же плюсом идут крой, его формирование, комплектовка, пошив, упаковка, а дальше история с маркетингом и все остальные траты, связанные с деятельностью компании.
По мнению создателей производства, проблема заключается в том, что многие потребители не понимают, насколько процесс создания той же самой простой футболки — весьма трудоемкий процесс.
— У нас не привыкли платить за дизайн. Это в целом проблема рынка, о которой можно говорить. Потому что когда люди приходят и узнают, что им придется заплатить 50 тысяч рублей за дизайн, а в рамках рынка в целом это еще адекватная стоимость, они говорят: «В смысле мы будет платить 50 тысяч рублей? За то, что вы просто нарисуете то, как будет выглядеть одежда?» И отказываются, — посетовал Александр. — Помимо дизайна, мы разрабатываем лекала и сами конструкции изделий. Например, наши конструкторы рисуют их от руки. Да, это можно сделать в соответствующей программе, но после получившееся изделие никогда не сядет так, как если сделал бы это человек.
Для кого делали мерч
Евгений, Александр и их команда делали мерч для уличного фестиваля культуры «СибУрбанФест», ТИМ «ЮНИОР», музейного центра «Площадь Мира»,
студии FERMA PRODUCTION,
холдинга BELLINI и многих других крупных мероприятий и организаций.
Одна из последних коллабораций была с футбольным клубом «Енисей» — производство создало для мужской команды одежду, которую игроки могут носить между матчами.
А что сейчас?
Раньше бренд делал упор на одежду oversize для парней от 18 до 35 лет и девушек, которые любят такой фасон изделий. Это футболки, лонгсливы, худи, джогеры, брюки, дождевики и иногда анораки — в общем, всё, кроме мелких аксессуаров и верхней одежды. Футболки, лонгсливы и худи шили из турецкой кулирки повышенной плотности или футера двух- или трехнитки, если говорить о дождевиках и анораках, то это китайские или корейские фабричные ткани. Стоимость футболки начиналась от 3500 рублей, лонгсливы и худи обходились от 6000 до 8000 рублей, брюки и джоггеры — от 6000 рублей в зависимости от модели и сезона.
Сейчас ребята разрабатывают новую коллекцию для своего бренда в таком же новом для себя направлении — oversize outdoor. Предметы гардероба будут как для парней, так и для девушек.
— Это та одежда, в которой можно поехать на базу отдыха, куда-нибудь прогуляться на природу, сходить в национальный парк «Красноярские Столбы», но одновременно с этим чувствовать себя комфортно в ней и в городе, — пояснил задумку Александр Лазарев. — Сейчас мы хотим выходить на аудиторию активных людей, которые занимаются какой-то деятельностью, в том числе связанной со спортом. Мы никогда не упускаем спорт, но и не говорим о том, что это будет какой-то прям суперпрофессиональный спорт.
Резюмирую: одежда локального производства всегда будет дороже массмаркета. Причин для этого несколько: необходимость импортировать ткани, потому что нет своих, логистические сложности и желание поставщиков заработать, небольшие объемы производства во имя уникальности. И это самый минимум.
Одежда от локального бренда выигрывает не только за счет своего качества. Ее можно примерить перед покупкой в красивом месте с приятным сервисом и, при желании, подогнать под свою фигуру. Всё это и многое другое стоит соответствующих денег.