Красноярцы за последнюю пару месяцев стали (еще больше) экономить в магазинах, отказываются от спонтанных покупок и более бережно относятся к старым вещам. К такому выводу пришли аналитики Центробанка России. Рассказываем, как изменилось поведение покупателей в Красноярске за последнее время.
Красноярцы экономят и становятся бережливее
Как пишут в докладе «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России», в сентябре и первой половине октября в Сибири, в том числе в Красноярском крае, потребители стали вести себя менее активно. В ЦБ проанализировали данные мониторинга 14 тысяч предприятий в России.
В докладе отмечают, что «в условиях неопределенности» многие потребители ограничивали расходы и отказывались от спонтанных покупок. В Красноярском крае и в целом в Сибири «заметно» снизился спрос на продукцию «для красоты и здоровья», в торговых сетях по продаже электроники отметили, что покупатели массово отказывались от заказанной ранее техники и отзывали предоплату. Об отзывах оплаченных поездок говорили также туроператоры.
Красноярский эксперт ритейла Виктор Бахов в комментарии NGS24.RU также объясняет это страхом перед неопределенностью.
Одновременно с этим вырос спрос на услуги химчисток, мастерских по ремонту обуви, бытовой техники и электроники (на сколько, не уточняется).
— Некоторые представители красноярского бизнеса отмечают, что пониженный сезонный спрос на одежду и обувь мог сложиться из-за более аккуратного и бережного использования вещей и, как следствие, увеличения срока их использования, — пишут в докладе ЦБ.
При этом в компании по продаже автозапчастей российского и китайского производства не успевали пополнять запасы из-за роста спроса, отмечают в докладе. Это может говорить о том, что владельцы стали бережнее относиться к своим машинам.
Сведения красноярских статистиков как подтверждают, так и опровергают выводы ЦБ. По данным Красноярскстата, оборот розничной торговли в августе (более свежих данных еще нет) в Красноярском крае упал до 58,3 миллиарда рублей — это на 9,1% меньше, чем год назад. Оборот в крае с января по август — почти 445 миллиардов, почти на 5% меньше, чем за то же время в 2021-м. Оборот кафе и ресторанов в крае в августе вырос на 1,4% (до 3,3 миллиарда рублей), за восемь месяцев — на 3,8% (до 25,7 миллиарда).
Рынок платных услуг в крае тоже подрос: в августе — на 2,6% (19,5 миллиарда), за восемь месяцев — на 1,6% (151,2 миллиарда). И, действительно, росли бытовые услуги, в том числе ремонт обуви и техники, химчистка, незначительно — ремонт машин. В то же время ремонт одежды, по данным статистиков, упал, а туристские услуги выросли на треть (что, в принципе, объясняется подорожанием этого вида услуг).
А вот статистика «Авито» однозначно говорит в пользу выводов ЦБ. По данным сервиса, спрос на бытовые услуги с начала осени в Красноярске вырос на 44% по сравнению с тем же периодом прошлого года, на химчистку — на 14%. К мастерам по пошиву и ремонту одежды стали обращаться чаще на 38%. На услуги автосервисов спрос увеличился на 52% (впрочем, дело тут не столько в бережном отношении к машине, сколько осенних в заморозках).
«Не терпят лишения, а становятся более разборчивыми»
Виктор Бахов в целом соглашается с выводами доклада ЦБ. Ранее в своем телеграм-канале он рассказывал о похожем исследовании динамики рынка и поведения российских потребителей, которое провело маркетинговое агентство Nielsen.
По данным этого исследования, июль-август отрасль в России закрыла с плюсом 9,6% к прошлому году.
— Но картину позитива портит структура этого прироста, — писал Бахов. — Если разделить его на количественную и стоимостную составляющие, то рост идет именно за счет последней [то есть за счет роста цен]. Количественные или «натуральные» продажи сокращаются. В чем причина? Возможно, в падении реально располагаемых доходов населения, а значит в переходе его на жесткую экономию, которой не было в пандемию. Годовая инфляция в РФ приближается к пиковым за последние 15 лет значениям, а доходы падают до уровня начала ковида.
В Сибири, по данным ЦБ на сентябрь — первую половину октября, годовая инфляция составила 14,6%, в Красноярском крае в августе — 14%. Зарплаты в крае за первое полугодие 2022-го, по данным Красноярскстата, выросли за год на 16,2%, но реальные доходы — всего на 0,7%.
На фоне нестабильности и падения доходов потребитель в России «ужесточает экономию», приводит Виктор Бахов выводы из исследования Nielsen.
— Причем не столько терпит лишения и ограничивает себя, сколько становится более разборчивым и рациональным, — уточняет он. — Если в период пандемии была характерна модель экономии «реже хожу, больше покупаю», при этом репертуар магазинов дополнялся службами доставки, то сейчас покупатель активно ищет новый опыт экономии без потери качества жизни.
По его словам, люди не ринулись покупать «первую цену» (самый дешевый товар на полке). Но переходят на более дешевые бренды.
— Следом за «стало дорого» очень быстро наступает «не так уж и надо». Мой авторский термин «нетто цен» — очищенных от брендовой составляющей и дополнительного сервиса — наиболее точно отражает ситуацию. Слово «премиальный» становится равным словам «неоправданно дорогой, нецелесообразный», — говорит эксперт.
По данным исследования, которые привел Бахов NGS24.RU, большинство опрошенных россиян стремились сократить расходы. В третьем квартале 2022 года 71% опрошенных сказали, что будут экономить на новой одежде, 66% — на развлечениях вне дома, 65% — на питании вне дома, 54% — на домашних товарах, 52% — на отпуске, 50% — на электронике, 49% — на доставке еды. Еще 49% перешли на более дешевые бренды, 37% экономят на домашних развлечениях, 36% — на алкоголе. (Опрошенные могли выбрать разные варианты, так что проценты пересекались).
Пакистан вместо «Ариэля»
Как говорит Виктор Бахов, россияне стали и выбирать магазины иначе. Раньше в месяц покупатель посещал четыре-пять магазинов, сейчас — «стремится к шести», чтобы выбрать более дешевые и качественные продукты по низким ценам, «дробит покупку». На фоне этого побеждают форматы дискаунтера (где можно максимально сэкономить на продуктах) и онлайн-магазинов (можно сравнивать цены на одни товары в разных магазинах).
— Покупатель сейчас начинает применять «50 оттенков экономии» — комбинацию стратегий, снижающих затраты на продукты питания, — описывает он. — Основные из них: переключение на СТМ (собственные торговые марки сетей вроде «Наш лидер» в «Командоре»), переключение на низкий ценовой сегмент, исключение излишеств и потерь (покупка небольшими порциями), снижение требований к качеству товара, поиск магазина с лучшей ценой.
Один из красноярских ритейлеров, на которого ссылаются в докладе ЦБ (его название там не уточняется), также заявил, что в крае на фоне экономии стали чаще покупать продукты под СТМ, потому что они дешевле.
Однако с этим выводом не согласны другие ритейлеры, работающие в Красноярске, с которыми поговорил корреспондент NGS24.RU.
— Тренд на бережливое потребление мы наблюдаем уже не первый год, — рассказывают в сети «Красный Яр». — Поэтому такой популярностью пользуются дискаунтеры и акции. Покупатель всё чаще предпочитает более дешевый товар более дорогому, но это никак не связано с переходом на собственные торговые марки сетей. Нет массового перехода на СТМ.
Еще один участник красноярского рынка ритейла (попросил не называть имя) также не видит тренда на переход потребителей к СТМ. Более того, с его слов, красноярцы не так уж сильно экономят:
— Я сам удивился. Все кричат, что люди экономят, что СТМ прет. Но пока не сильно видно, если на реальные результаты смотреть. Хотя я думал, что все уже экономят и покупают только СТМ. Но это неправда. И вроде все пишут, что да, стали экономить, но пока наша статистика реальная этого не подтверждает.
Он поясняет, что красноярские потребители «так и покупают то, что нравится из оставшихся брендов».
— Не берут только сильно подорожавшие товары, но там есть альтернативы. Привыкли ли уже люди к этим альтернативам? Сложно сказать, но вроде уже не боятся. Цена на какой-то высоте начинает решать — до какого-то подорожания привычных брендов берут их, потом перестают, переходят на более дешевые. Ну а если бренд исчез, сразу начинают пробовать альтернативу, — говорит наш собеседник.
В то же время представитель «Красного Яра» Таисия Голубева уточняет, что на «не-бренды» люди всё же пока переходят с неохотой.
— Более или менее охотно покупатель экспериментирует сейчас в нон-фуде (непродовольственные товары повседневного спроса. — Прим. ред.), пожалуй, — говорит она. — Потому что тот же «Ариэль» вроде бы не ушел с рынка, но на замену уже появились стиральные порошки из Пакистана, Турции и Туркменистана, которые стоят в два раза меньше, а по качеству не уступают. Мы видим повторные покупки в этой категории и хорошие отзывы в обратной связи. А вот с продуктами питания и напитками, видимо, больше времени нужно, чтобы принять ситуацию и попробовать, — считает Таисия Голубева.
В докладе ЦБ пишут, что в красноярских торговых сетях удается сохранять ассортимент повседневных продуктов питания на привычном уровне «благодаря слаженной работе российских, в том числе местных производителей». По словам Таисии Голубевой, в разных категориях товара разная ротация — то есть процент альтернативных брендов взамен ушедших.
— По факту же бренды ушли полностью только из крепкого алкоголя (и то, видимо, ненадолго). Остальные просто перестали инвестировать в промо и, как следствие, стали не очень интересны покупателю по цене.