Все новости
Все новости

«Придется бегать по деревне и бичей собирать»: на сельхозпредприятиях края из-за мобилизации некому работать

Уборочная кампания в регионе завершена только на 72%

Главы сельхозпредприятий жалуются на то, что теряют жизненно важные кадры из-за частичной мобилизации

Поделиться

Частичная мобилизация затронула практически каждое село и деревню в Красноярском крае. Руководители сельскохозяйственных предприятий уже бьют тревогу. В самый разгар уборочной у них забирают сушильщиков, трактористов, комбайнеров. «Видимо, там не знают, что на селе и без того трудиться некому», — с горечью говорят аграрии и пытаются сделать бронь хотя бы для оставшихся мужиков, которые могут и хотят работать.

На востоке края, в Абанском районе, уже зима вступает в свои права. На полях лег первый снег. В хозяйстве «Мана» успели обработать только 35% посевов — пшеницы и рапса. 800 гектаров кукурузы остались под снежными завалами. Погода не благоволила с самого начала, а тут новый неожиданный удар — забрали на спецоперацию штучных работяг, замену которым найти будет очень трудно.

— У нас уже двоих сушильщиков забрали, скотника забрали, два тракториста под вопросом. Сушильщики — это вообще критично. Мы, конечно, изворачиваемся, нашли там помощников, но они не такие опытные, поэтому проблемы с сушкой зерна теперь. Ладно, думаю, переживем. А если больше заберут? Комбайнеров, трактористов. У нас и так урожай не убран, так ведь некем будет! — рассказывает глава хозяйства Александр Дядичкин.

Александр Дядичкин из Абанского района жалуется, что техника есть, а трактористов нет

Александр Дядичкин из Абанского района жалуется, что техника есть, а трактористов нет

Поделиться

Спешно снарядили кадровика в военкомат, чтобы составить списки на бронь.

— Настроение в коллективе, чувствуется, плохое. В открытую не высказывают, конечно, но видно, что в шоке. Вот у нас одного пытались парня забрать, дробильщиком у нас на комплексе работает, а у него маленький ребенок и жена беременная. Так мы упрашивали, чтоб его оставили. Хорошо, что добровольцы появились, отбили сотрудника. А скотника все-таки забрали, у него мать старенькая осталась. Ну мы ему сказали, если что, матери поможем, — говорит аграрий.

Дядичкин надеется, что на какое-то время оставят в покое двоих трактористов, которым уже пришли повестки. Руководитель устал говорить, что и без мобилизации дефицит кадров страшный.

— Я не знаю, понимает кто-нибудь вообще или нет? Деревня-то голая, людей нет. На одного тракториста столько работы сваливается: весной — посеять, потом — сенокос, кормозаготовка, солому надо прессовать, потом — уборка. А за зиму даже технику отремонтировать не успеваем. У нас на три-четыре единицы тракторов и сеялок — только один специалист, можете себе представить? — риторически спрашивает Дядичкин.

В этом году краевые аграрии засеяли больше полей, чем в прошлом, урожайность тоже порадовала. А убирать теперь некому

В этом году краевые аграрии засеяли больше полей, чем в прошлом, урожайность тоже порадовала. А убирать теперь некому

Поделиться

Из комиссариата поступили сведения, что в скором времени также заберут убойщика, вальщика и технолога с колбасного цеха. Мужчинам успели вручить повестки. Главе хозяйства ничего не осталось, как самому отправиться на разговор к военкому.

— Ладно, вот сейчас заберешь ты убойщика, говорю ему. Мы знаем, что во всём Абанском районе больше убойщика не найдем. Я тут у нас всех специалистов наперечет знаю. Технолога тоже нету. Что нам остается? Сразу закроем бойню, колбасный цех, заготовку полуфабрикатов и магазин. Десять женщин придется выгонять с работы, плюс еще и коптильщик на улицу отправится. И ведь даже пенсионерами их не заменить! У нас так складывается, отработают своё мужики до пенсии, а потом год-два — и умирают, — признается аграрий.

Взамен дефицитных кадров Дядичкин пообещал военкому скотников, но и тех отдавать жалко: гонять скот на доильню тоже некому. В случае, если заберут всех, тяжелая работа ляжет на женские плечи.

В «Большеуринском» не знают, где искать замену мобилизованным водителям и животноводам

В «Большеуринском» не знают, где искать замену мобилизованным водителям и животноводам

Поделиться

— Тем, кто уже уехал, мы, конечно, поскорее дали расчеты, чтобы им, бедолагам, было на что собрать сумки. Помогли, чем смогли. Увольнять не будем, ждем возвращения. Вряд ли, конечно, это всё скоро кончится, думаю, что только начинается, — заключает аграрий.

В селе Большая Уря Канского района тоже несут кадровые потери. Большеуринское хозяйство на днях лишилось животновода и водителя.

— Животновод у нас был очень ценный кадр, работал в смене, чем перекрывать будем, даже не знаем. У нас в ночную смену остается один его напарник на двести голов скота. Объем очень большой. Где искать ресурсы — неизвестно! Ладно, если обойдется, отзовем из отпуска. А то и бегать по деревне придется, бичей на работу собирать, будем так говорить, честно и прямо, — сетует кадровик сельхозпредприятия.

Председатель СПК «Андроновский» в Ужурском районе Артем Семенов и сам остался без брони, и на сотрудников получить не успел. Техника простаивает по сменам

Председатель СПК «Андроновский» в Ужурском районе Артем Семенов и сам остался без брони, и на сотрудников получить не успел. Техника простаивает по сменам

Поделиться

Председатель сельскохозяйственного кооператива «Андроновский» в селе Крутояр Ужурского района тоже получил нерадостные новости в разгар осеннего сезона. Спасти от частичной мобилизации, оформив бронь, удалось только водителей. На остальных, в том числе на самого главу хозяйства Артема Семенова, освобождение не распространяется.

— Сняли двух молодых сушильщиков, их увезли уже в Новосибирск, а камазист новым составом уходит. На маслозаводе помощника технолога снимают, в общем, во всех сферах недочет. Сушилка у меня теперь работает в одну смену, а зерна очень много нынче. В общей сложности восьми мужиков лишаемся, что делать, не знаем. Мы и так перетягиваем кадры, откуда только возможно, а тут, получается, последние уехали, — сокрушается Семенов. — Я вообще считаю, что забирать 60 человек с нашего Ужурского района — это много. Городские-то, видать, совсем не собираются туда идти.

Директор Шарыповского сельхозпредприятия «Трэнэкс» Юрий Панасюк переживает, как бы не забрали всех комбайнеров и трактористов. Работники по возрасту и другим критериям подходят под мобилизацию

Директор Шарыповского сельхозпредприятия «Трэнэкс» Юрий Панасюк переживает, как бы не забрали всех комбайнеров и трактористов. Работники по возрасту и другим критериям подходят под мобилизацию

Поделиться

На общем фоне удача улыбнулась гендиректору Шарыповского сельхозпредприятия «Трэнэкс» Юрию Панасюку. Мужчина признался, что у него не забрали ни одного работника. Аграрий разводит руками и сам удивляется.

— Кто его знает, может, в нашем районе колхозников решили не трогать? Военком просто, наверное, умный человек. Самое интересное, у нас и брони ни на кого нет. А комбайнеры и трактористы все под этот возраст попадают. Дали бы хоть уборочную завершить. Мы только на середине. Снега, слава богу, нет, но никто ведь не застрахован, — говорит Панасюк.

Ценных экскаваторщиков, трактористов и других незаменимых сельхозработников забирают с десятков предприятий. В частности, кадров лишились хозяйство «Солянское» в Рыбинском районе, ООО «Восход» в Тасеево, сельхозпредприятие «Усольское» в Абанском районе, «Новотаежное» в селе Красный Курыш Канского района.

В ЗАО «Авангард» Шарыповского района успели забронировать и обезопасить своих работников. Специалист по воинскому учету аграрного предприятия «Искра» Юлия Гончарова рассказала, что под бронь попали 156 человек. Еще столько же работников, подходящих под призывные критерии, могут быть мобилизованы в ближайшее время.

Пресс-секретарь Минсельхоза края Ольга Шапова о проблемах местных аграриев пока ничего не знает

Пресс-секретарь Минсельхоза края Ольга Шапова о проблемах местных аграриев пока ничего не знает

Поделиться

Пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Ольга Шапова сообщила NGS24.RU: пока ведомство не получало сигналов о том, что аграрии не справляются с сезонной работой из-за образовавшегося недостатка кадров.

— У меня нет таких сведений. Все крупные аграрии на созвоне лично с заместителем министра. К нам в приемную не пришло ни одного письма о том, что краевые сельхозпредприятия не могут вести рабочий процесс, — рассказала она.

По словам Шаповой, ведение уборочной кампании в регионе — на контроле у министерства. Паники пока нет. На сегодняшний день в целом по краю убрано 72% зерновых от плана. В прошлом году уборочную удалось завершить только к 2 ноября. В этом году, несмотря на погодные и возможные кадровые трудности, сезонные работы также собираются продолжать до наступления холодов.

новость из сюжета

Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter