
Вчера губернатор Красноярского края ввел новые коронавирусные ограничения, касающиеся общепита: с 24 ноября запрещено проведение массовых общественных мероприятий, например, свадеб, юбилеев и корпоративов. А ведь сейчас как раз приближается сезон новогодних мероприятий, на который всегда рассчитывают рестораторы.
В этом году надежды на праздники они возлагали особые: на общепит с начала пандемии накладывают различные ограничения. Самым большим ударом стали несколько месяцев полного простоя из-за закрытий. В конце августа рестораны, кафе и бары снова разрешили открыть. Полноценно работать, впрочем, они смогли недолго. Власти наложили ограничения на время работы — до 23:00.
Мы пообщались с представителями ресторанного бизнеса Красноярска, чтобы узнать, как на данный момент обстоят дела в отрасли, и как на нее повлияет запрет на корпоративы.
Дмитрий Журкин, учредитель ресторанной группы BerryWood Family:
— Восполнить потери после длительного простоя не удалось. За два месяца — с 28 августа по 23 октября, мы не успели даже восстановить количество сотрудников. За полгода локдауна отрасль потеряла огромное количество специалистов. По нашим оценкам, если бы новых ограничений не вводилось, на восстановление нашей ресторанной группы потребовалось бы от года до двух лет. Мы так и не нарастили обороты, которые были до пандемии: некоторые заведения работают в минус, какие-то — на грани выживания.
В ресторанном бизнесе бывают чисто сезонные провалы, и праздничный период помогал восполнить пробелы. А в этом году были не просто провалы, а полное закрытие отрасли на пять месяцев. Мы, конечно, надеялись, что декабрь даст хоть какие-то дополнительные доходы, но увы, этого не произойдет.
Я думаю, что ресторанная отрасль очень серьезно потрясена, предполагаю, что до 50% заведений уйдет с рынка. У нас заведения никогда не работали на закрытые корпоративы. Но речь в запрете идет вообще о групповых обслуживаниях.
Удивительно, что с октября наш губернатор публикует указы на ограничение одной-единственной отрасли, которая даже не является лидером по заражениям. На мой взгляд, это — изображение деятельности. Это не дает никаких результатов: ситуация не улучшается. Это или неэффективность оперштаба и губернатора, или непонимание ситуации — конечно, провал.
Анатолий Ващенко, ресторатор и совладелец холдинга Bellini Group:
— Осенью с разрешением работы общепита ситуация немного выправилась, но мы не успели это прочувствовать: вновь ограничения, плюс реакция граждан на реальную опасность. Сейчас люди стараются себя обезопасить. Дополнительные ограничения, как мне кажется, не решают вопрос заболеваемости. Не настолько люди контактируют в наших заведениях.
Вчерашний указ, как мне кажется, — это разъяснение предыдущего, который уже запрещал массовые мероприятия. Реакция гостей, которые заказали корпоративы, была однозначной: многие забирали предоплату. Кто-то спрашивал, можно ли провести корпоратив. Мы говорили: «Нет».
Декабрь обычно делится на две части: сначала — очень плохое время, когда люди экономят перед Новым годом, но все потери окупаются во второй половине месяца. В этот раз всё будет очень печально.
Но заведения Bellini Group никогда не закрывали на корпоративы целиком, они проводились, но в рамках обычного режима работы: какой-то коллектив мог прийти и отметить. И, наверное, мы меньше в этом смысле пострадаем, чем наши коллеги.
Евгений Пономарев, ресторатор «Нет проблем бар», «Панда и гусь» и другие:
— В течение того недолгого времени, что мы полноценно работали, я сформировал «подушку безопасности», поэтому еще как-то могу встретить новые ограничения и еще какое-то время «выживать». «Выживать» планирую весь 2021 год.
Главная цель сейчас — максимально сохранить персонал и не закрыться. Мы надеялись на декабрь — не только на корпоративы, но и на общее настроение людей: что люди все-таки будут настроены идти в заведения. А теперь поток людей будет сокращаться.
Доставка из ночных баров звучит как-то странно. Привлечь днем людей туда, куда они ходили только вечером, сложно. Была бы еще надежда, если бы, как в первую волну, алкоголь продавали только до 18:00. Тогда люди могли бы снова потянуться в бары. Самые сильные холдинги и самые мобильные заведения останутся на рынке.
Ранее мы писали о том, как пандемия коронавируса сказалась на различных сферах бизнеса Красноярска. В августе рестораторы уже обращались к властям с просьбой разрешить работу после длительного запрета: уже через несколько месяцев некоторым из них пришлось просто продавать бизнес.
В конце августа начали снимать ограничения, торговые центры, рестораны и кафе заработали, а вот деятельность ночных клубов так и осталась под запретом. Впрочем, руководители ночных заведений находили способы обойти ограничения. Страдают и другие сферы бизнеса. Например, контактному зоопарку «Страна Енотия» пришлось отдать своих карликовых свиней, так как они потребляли больше всего корма.