Кто бы как ни относился к курению кальянов, а специализированные заведения, пожалуй, можно признать самой пострадавшей отраслью после пандемии. Они закрыты больше 4 месяцев, и даже после введения послаблений курение в местах скопления людей строго запрещено. Между тем в последние годы в Красноярске случился бум кальянных — высокая прибыль при низкой себестоимости услуги привлекла немало желающих сделать на этом бизнес. Что ждет заведения после изменения закона — в нашем материале.
Неделю назад Госдума приняла изменения в антитабачный закон. Электронные сигареты, вейпы, айкосы (IQOS) и кальяны приравнены к сигаретам. Соответственно, их курение запретили в общественных местах, включая рестораны и кафе. После того, как закон официально вступит в силу (осталось голосование Совета Федерации), участникам рынка дадут три месяца переходного периода — на то, чтобы перестроить работу заведений по новым правилам.
Поначалу закон окрестили «убийственным» для заведений, которые специализируются на «дымных» услугах. Позже в СовФеде дали разъяснения — тотального запрета на кальянные не будет.
— Данный закон не запрещает деятельность кальянных, он запрещает использование кальянов в общепите. Если вы с другом, допустим, решили снять помещение и организовать место только для коллективного курения кальянов, то запретить вам это может лишь Роспотребнадзор при невыполнении санитарных требований, — цитирует ТАСС зампреда комитета СФ по социальной политике Валерия Рязанского.
Закон вводит несколько понятий:
Кальян — прибор, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью;
Никотиносодержащая продукция — изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком;
Курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.
Тем не менее большинство кальянных в Красноярске попадут под запрет, если после снятия ограничений откроются в прежнем формате. Практически во всех заведениях к кальянам прилагалось меню и большой выбор алкогольных напитков, говорит директор бара «Руки вверх!» Александр Белов.
— У нас в городе очень много кальянных, много кальянов в заведениях, эта тема очень популярна в последнее время. Лично у нас в заведениях мы работали с компанией на аутсорсинге, сами мы не делали, потому что это отдельная история. Да, мы потеряем часть прибыли, но не думаю, что она будет значительная. С кальянными сложнее, они, вероятно, пострадают. Потому что сейчас кальянные — это полноценный общепит с собственными кухнями и так далее, — говорит Белов.
В Красноярском крае курение кальянов запретили ещё и в связи с коронавирусом: ковид передается воздушно-капельным путем, и через курение кальяна его получить проще простого.
— Я вообще ровно отношусь к запрету. Для многих на самом деле — это плюс, ведь много кто не переносит дым кальянов и электронных сигарет, да и на здоровье это негативно сказывается, — говорит Белов.
По данным 2ГИС, в Красноярске 89 кальянных, не считая ресторанов, которые предлагают услугу в дополнение. Некоторые заведения во время пандемии, как и остальной общепит, перешли в режим доставки. Как уточнили в MOLOKO Lounge bar, это «крохи» по сравнению с полноценным режимом работы до пандемии. В кальянной, которая объединяет пять заведений, а также работает на аутсорсинге, пообещали прокомментировать изменения в закон после его публикации. То же самое ответили в Bellini group — до запрета кальяны можно было видеть в нескольких заведениях холдинга.
— Формат наших заведений в любом случае предполагает в первую очередь еду, блюда и обслуживание. Кальяны всегда были дополнительной услугой. Переформатировать какие-то заведения, превратив их в кальянные — немного не наш формат. Как только закон будет опубликован, вступит в силу, посмотрим по обстоятельствам, каким образом мы будем трактовать его для себя. Против закона, безусловно, не пойдешь, — ответили в компании.
— За счет кальянов выживали, и неплохо, маленькие ресторанчики в Красноярске. При стоимости кальяна в 1000 рублей, а себестоимости 100–150 рублей максимум, это неплохой бизнес. По новым правилам будут работать профессионалы, предлагающие только кальяны, а остальные исчезнут, — рассказал ресторатор Евгений Пономарев.
Законодательные изменения в меньшей степени, но коснутся и продавцов кальянов и табака для курения. Им придется закрывать продукцию, содержащую никотин, в специальных шкафах, как это делают ритейлеры в магазинах с сигаретами. Это усложнит работу с покупателями, но не скажется на их числе, рассказал управляющий сети магазинов кальянов SmokeHeroes Данил Лобзин. За период пандемии и закрытия кальянных спрос вырос в разы.
— Открытая выкладка товара теперь запрещена, насколько я понял. На количество покупателей это никак не повлияет, но выбор будет сделать проблематичнее, дольше нужно будет работать с покупателем. Но сами кальяны, к счастью, можно показывать на витринах. Клиентов меньше не станет: в пандемию люди сидели дома и от нечего делать, наверное, либо из-за закрытых заведений спрос у нас увеличился. Как только наш магазин попал в список разрешенных с товарами первой необходимости, было очень много покупателей, — говорит Лобзин.
Как пережил пандемию известный ресторатор Евгений Пономарев — читайте в нашем материале. Недавно он сообщил о приобретении легендарного бара в центре Красноярска.