Пандемия коронавируса стала испытанием для крупных компаний и небольших бизнесов. Не все смогли перестроиться на дистанционную работу: например, некоторые кафе приняли решение закрыться в первые же дни, осознав, что работа навынос не покроет всех расходов. Другие, напротив, не ощутили падения или использовали его как шанс для чего-то нового. К примеру, история с производством финских свечей для любителей вылазок на природу. Эвент-менеджер нашел себе применение именно в период пандемии и не думает сворачивать бизнес после нее. Отдельная тема — бизнес с социальным уклоном, который, помимо получения прибыли, несет какую-то общественную нагрузку. Таким проектам сейчас тоже нелегко, но у них есть свой, непохожий на остальные бизнесы, опыт выживания в пандемию.
Героиня сегодняшней серии «Маленький, но гордый бизнес» — Анастасия Новикова. Ей 30 лет и она находится в декретном отпуске, а параллельно занимается проектом «Круговорот» — это первый благотворительный магазин одежды в Красноярске. До этого она запускала разные волонтерские проекты, а в прошлом году подала заявку на грант в один миллион рублей. На эти средства, собственно, проект реализуется и остается на плаву, несмотря на ограничения.
— У меня, как у многих девушек, большой гардероб. Определенные вещи надоедают со временем, а некоторые просто не востребованы, так и висят годами в шкафу. Когда встал вопрос, куда можно сдать вещи в Красноярске, выяснилось, что приютам и детским домам это не нужно (им нужны либо детские, либо новые вещи), а какого-то сервиса по переработке вещей, которые непригодны для носки, тоже нет. Я оформила проект, подала заявку и выиграла грант. Это было в сентябре, в декабре мы запустили магазин в лофте «Центр мира», там находимся и сейчас, — говорит Анастасия.
В «Круговороте» принимают одежду от красноярцев и делят ее на три части: практически новые вещи и брендовая одежда в хорошем состоянии продаются в магазине и обеспечивают прибыль. Вторая часть отправляется в помощь нуждающимся людям — пенсионерам, многодетным семьям. Третий сегмент — переработка. Туда отправляют вещи, которые уже отслужили свое. Соотношение получается 20%, 70% и 10% соответственно.
— Вы знаете, поначалу было ожидание, что будут приносить что-то с пятнами и заплатками, что продавать будет вообще нечего. Но вышло наоборот. Наша аудитория — образованная и с хорошим достатком, поэтому часто приносят новые вещи, с бирками либо бывшие в употреблении, но состояние у них хорошее. Мы пытаемся поменять отношение людей к потреблению, чтобы оно было более ответственное. Например, принесли нам кофточку фирмы Zarina, стоимость — 3500 рублей. Но это все-таки дорого. На эти деньги можно купить еду на неделю либо пройти какой-то обучающий курс. С другой стороны, есть кофты, которые продаются в H&M и стоят 400 рублей. Плохо и то, и другое. С одной стороны, потребители поддерживают производителей, которые делают большую наценку на товар, который столько не стоит, а с другой стороны, покупая в массмаркете, мы поддерживаем бизнес, который эксплуатирует людей за 10–20 долларов в месяц. Это неэтично и неэкологично, — говорит Анастасия.
«Сделать планету чище» — такая амбициозная цель стоит перед организаторами проекта. Уже после — помощь нуждающимся и заработок денег. Поэтому, помимо одежды, здесь есть много экотоваров. Но вот если с темой переработки пластика, товарами вроде многоразовых стаканов, бутылок под воду или авосек для похода в магазин красноярцы знакомы и реагируют хорошо, то с одеждой б/у пока незадача. Покупать такие вещи люди стесняются.
— Этот рынок в Красноярске развит очень слабо, он уже ушел в прошлое, а новых магазинов не появилось. Это какая-то «ментальная ловушка». Люди думают: «Я лучше поднакоплю и куплю новую вещь, чем буду покупать в таком магазине». Есть представление, что вещи очень некачественные или с «плохой энергетикой». Но в той же Москве, Санкт-Петербурге (идеей благотворительного магазина Анастасия вдохновилась в Санкт-Петербурге еще в 2016 году, во время посещения известного магазина «Спасибо»), Екатеринбурге или Казани такие проекты есть и они рентабельны. Там больше людей, которые сделали для себя это нормой жизни, — говорит собеседница.
Даже с учетом всех минусов, до пандемии прибыль магазина «Круговорот» росла с каждым месяцем, и Анастасия рассчитывала выйти на окупаемость к середине лета. Но пришел коронавирус и сдвинул эти планы как минимум на конец года. Впрочем, проект получил и несколько плюсов от ограничений.
— В изоляции все начали переосмысливать, перебирать свой гардероб, и мы получили огромное количество заявок на бесконтактный вывоз вещей. Всплеск пошел в мае. У нас три наемных сотрудника, и пока магазин был закрыт, мы распределили между собой районы города и ездили как курьеры. После услуги бесконтактного вывоза вещей появилась возможность примерки и покупки вещей на дому, она тоже была востребована, — рассказывает Анастасия.
После очередных послаблений к середине июня «Круговорот» заработал в прежнем режиме. Пока проект работает в убыток, в соцсетях собственник честно выкладывает все расчеты. Чтобы выйти в окупаемость, необходимо продавать одежду на 60 тысяч рублей в месяц, а пока достигается только 1/5 часть от этой суммы. Расходы же за половину рабочего июня составили 35 тысяч рублей. Но самоизоляция, которая, по сути, сейчас продолжается, дала новый толчок для развития проекта.
— Вообще, прибыль — это не главное. Мы даже часть небольшого нашего заработка отдаем в фонд «Счастливые дети», как задумывалось изначально. Сейчас решили сделать акцию на лето с нарядными, длинными, пышными платьями. Постоянно думаем, как улучшить проект. Например, договорились об установке бокса для вещей на острове Татышев. Это станет еще одной «точкой входа» для желающих присоединиться к нам и сделать планету чище, — говорит Анастасия.
Организаторы «Круговорота» призывают горожан избавиться от части одежды, которая есть у каждого. Прийти в магазин в лофт «Центр мира» или найти фирменный ящик на острове Татышев. Также Анастасия просит откликнуться людей, которые оказались в сложной ситуации. Они могут помочь им не только одеждой подходящего размера, но и домашним текстилем.