Однажды программист из Красноярска Андрей Корхов съездил в Кремниевую долину в США и увлекся там изучением искусственного интеллекта. Вернувшись на родину, он решил создать в России некое подобие приложения Shazam, которое распознает музыку, но для поиска одежды. Сейчас его бизнес активно развивается, а офисы открыты в Берлине, Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Историю об этом Андрей рассказал NGS24.RU накануне своего отъезда в Америку.
2GIS по-красноярски
Андрей Корхов учился на втором курсе Сибирского технологического университета, когда вместе со своими друзьями — Алексеем Архипенко и Павлом Мусиновым — решил попробовать себя в программировании. В качестве очередной курсовой молодые программисты стали писать геоинформационную систему «ЯрМап», которая в конце «нулевых» была для красноярцев как 2GIS сейчас — можно было узнать маршрут, номера телефонов, адреса нужных организаций. Сам Андрей отвечал за техническую часть, Алексей собирал контакты, а третий товарищ занимался картографией.
И на тот момент, когда «ЯрМап» полноценно конкурировал с новосибирской компанией 2GIS, появились компании, готовые платить за размещение в сервисе. В какой-то момент оборот компании достиг 1 миллиона долларов, появились крупные партнеры, в частности «Яндекс», который в 2011 году выкупил права на картографию. Тогда молодые программисты сосредоточились на других проектах.
Алексей ушел работать в «Яндекс», Андрей уехал в США.
Знакомство с нейросетями
— Я увлекся нейросетями и поехал в Кремниевую долину, потом вернулся в Россию и решил заняться приложением Sarafan. Решено было сразу ориентироваться на международный рынок, но начали мы с России, так как уже знали, как здесь всё устроено, — было бы глупо не опробовать все гипотезы тут.
После возвращения из США нужно было разобраться с сервисами работы в России, а для работы с нейросетями были необходимы специальные и очень дорогие серверы, денег на которые у начинающего бизнесмена не было. Благо на выручку пришла компания Microsoft, которая выделила проекту грант в 120 тысяч долларов.
Главной целью Андрея Корхова было покорить США, так как это самый конкуретный рынок в сфере IT. Изначально Андрей и его партнер разработали мобильное приложение Sarafan, механика его работы была проста: нужно было загрузить фото в программу, а искусственный интеллект показывал, в каких магазинах можно купить понравившийся продукт. Но проблема была в том, что многие, наигравшись, забрасывали приложение, поэтому Андрей решил перенаправить вектор своей деятельности на крупных игроков бизнеса и сосредоточился на создании виджета для сайтов, которые непосредственно связаны с fashion-индустрией. Название осталось тем же.
Виджет работает таким образом: пользователь заходит на сайт, где есть фотография модели в одежде. Виджет предлагает подобрать такой же образ и показывает такие же вещи или модели похожего фасона и цвета в разных интернет-магазинах. Так человеку не приходится скачивать фото и куда-то загружать его, чтобы найти нужную вещь.
Бизнес за границей
Андрей Корхов рассказывает, что начать развитие за границей помогли гранты и инвестиции. За весь период сумма инвестиций в компанию составила 1,7 миллиона долларов, еще 120 тысяч долларов в качестве гранта выделила компания Microsoft.
— Чтобы заявить о себе, мы выступали на конференциях с питчами, заполняли заявки на конкурсы, участвовали в международной программе поддержки стартапов и получили грант. Благодаря этому мы сумели не только заявить о себе и получить инвестиции, но и обзавестись полезными знакомствами, которые помогли нам двигаться дальше. Перед выходом на рынок США мы нашли ключевого партнера — агентство, работающее с fashion-ретейлерами, для их магазинов-партнеров мы и разрабатываем инструменты продвижения на базе нашего искусственного интеллекта. Мы уже открыли офис на Манхэттене и готовим к открытию офис в Берлине, — делится Андрей.
По словам Андрея, в Германии деловая этика мало чем отличается от российской. Единственное значительное отличие в том, что в России развиты холодные продажи, когда напрямую выходишь на человека, который принимает в этой компании решения. В Германии, да и в США, нужно сначала пообщаться с человеком, который сможет представить тому, кто по-настоящему нужен, то есть продать свой продукт нужно сначала посреднику для получения нужного контакта.
Андрей Корхов открыл офис в США не в Кремниевой долине, где в основном сосредоточены все айтишники, а в Нью-Йорке, центре притяжения модников со всего мира, ведь именно на них направлен продукт.
— Непременное отличие Америки от всех остальных стран — это сверхконкурентный рынок. Если в России мы единственные с такой разработкой, то в Штатах у нас много и крупных, и средних конкурентов. И надо сказать, что американцы — самые сильные продажники, поскольку их с детства учат самопрезентации, их учат продавать, есть дети-скауты, которые ходят и продают печенье. Это абсолютно нормально, ведь умение продавать — основа выживания в капиталистическом мире. При этом лучшие инженеры — это русские, — продолжает бизнесмен.
Также, по словам Андрея, у американцев лучше развита налоговая грамотность, так как они сами несут ответственность за свои налоги, в России же за это отвечает компания, удерживая налоги. В США легче уволить сотрудника: если в контракте не предусмотрены особые условия, сократить работника можно за один день, поэтому у американцев есть психологический страх потерять работу, ведь почти у каждого есть ипотека и кредиты. Отпуск в США длится всего неделю, работодатель также не обязан оплачивать больничный, но в каждой компании индивидуальный подход к вопросу медицинской страховки.
Сейчас компания выходит на рынок Индии. Он очень специфический, поскольку, с одной стороны, в стране большая численность населения и растущая экономика, а с другой — высокий налог за вывод средств, порядка 30%, который отпугивает многих внешних бизнесменов.
Партнеры, конкуренты и монетизация
После того как платформа сменила формат и стала ориентироваться на работу с медиа, начался поиск партнеров. Первыми с Sarafan начал сотрудничать Cosmopolitan. Сотрудничество продолжается и до сих пор.
— Вместе с ними мы проверили нашу модель работы. Далее к нам присоединились Glamour, Burda, Playboy, «Лиза», издания «Газпром-медиа». Среди интернет-магазинов мы работаем с крупными fashion-агрегаторами — британским ASOS, итальянским YOOX, российской Lamoda и с другими, менее крупными компаниями, — делится Андрей Корхов.
Монетизация осуществляется по модели СРС — оплата за клик: блогер размещает у себя специальную ссылку и, когда его подписчик переходит по ней, получает за это деньги. С крупными медиа работа идет по рекламной модели CPA и CPM: внедряется виджет на сайт, и, если кто-то переходит в интернет-магазин с виджета и покупает продукт, медиа получает комиссию за покупку. Также медиа могут оплачивать просмотры товаров в виджете. Во всех вариантах Sarafan получает комиссию за использование технологии.
Работает компания и с блогерами, но выбирает не популярных блогеров, а так называемых микроинфлюенсеров.
— Наиболее интересны для нас те блогеры, у которых до 10 тысяч подписчиков: студентки, молодые мамы, обычные девушки. У них более живая и активная аудитория, которая с удовольствием реагирует на то, что им советуют, — поясняет бизнесмен.
По словам Андрея, главный конкурент его стартапа — крупная американская платформа rewardStyle, эта компания работает с медиа по той же модели, что и Sarafan, и уже оценивается в 300 миллионов долларов.
— Но у нас есть очень важное преимущество — в rewardStyle блогеры и редакторы вручную размещают одежду, у нас за это отвечает искусственный интеллект, — отмечает Андрей.
Сейчас нейросеть уже обрабатывает сотни тысяч фотографий в сутки, с каждым кликом качество распознавания улучшается и эффективность Sarafan.AI повышается.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)