Красноярец рассказал, как построил туристическое агентство из своей многолетней любви к горным путешествиям
В 2016 году любитель путешествий и альпинизма Геннадий Степанов решил круто изменить свою жизнь и организовал туристическую фирму. За пару лет молодой человек успел отправить туристов в разные точки страны и теперь мечтает показать красноярцам красоты Исландии. Легко ли молодой человек расстался с уютным креслом маркетолога, как ему удалось превратить хобби в бизнес и в чем хитрости туристического бизнеса — в материале далее.
«Я родился в Железногорске Иркутской области. Кроме спорта и гор заниматься там особо нечем», — смеется Геннадий. Переехав в Красноярск, молодой человек быстро познакомился с альпинистами и стал ходить в походы. С 2008 по 2016 года вместе с друзьями он много раз побывал на Алтае, в Ергаках, обошел все «Столбы».
«Сначала ходил с другими клубами, потом появилась компания и мы организовывали туры для себя. За 11 дней мы прошли 100 километров по горам Алтая», — вспоминает Геннадий. По словам парня, уже тогда появились мысли организовать свой клуб путешествий. Но они разбились о быт: кто-то из друзей жил в Новосибирске, кто-то — в Омске. Все это время горы оставались для Геннадия хобби, а доход приносила должность маркетолога.
Неизвестно, сколько бы продолжалось такое совместительство, если бы в дело не вмешался случай: «В компании я работал на месте девушки, которая находилась в декрете. Когда она в 2016 году решила выходить, я понял, что надо начать свое дело».
Обзвонив несколько компаний по экстремальному туризму, Геннадий договорился с одним из них о партнёрстве: 50 на 50.
«Для такого рода бизнеса важна команда. Подобрать инструкторский состав, узнать, как это работает. У компании, с которой я работал, были инструктора, я как маркетолог отвечал за поиск туристов, помогал организовывать туры», — рассказывает Геннадий.
Спустя некоторое время у партнёров возникли разногласия, и Геннадий решил организовать собственный бизнес. Главная сложность заключалась в том, чтобы найти надежных и опытных инструкторов.
Именно от этих людей зависит эмоциональный фон участников экспедиции, безопасность группы. С одной стороны, эти люди должны иметь всю необходимую подготовку, с другой — быть надежными и харизматичными людьми. Чтобы подыскать штат, Геннадию пришлось обзванивать знакомых, у кого есть знакомые альпинисты, вести переговоры, с кем сам ходил в итоге. Уже через месяц Геннадий отправил первую группу на Борус — горный хребет недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС.
— Когда решили заниматься этим бизнесом, конкуренция не смущала? Фирм таких довольно много…
— Ну, у нас миллионный город (Смеется.). Хотя сразу заметил, что какие-то придумки, даже тексты объявлений моментально используются.
— Как ищете клиентов? Кто они?
— Основной поток клиентов — это посетители из сообщества «ВКонтакте», страницы в «Инстаграм». Плюс сарафанное радио. В основном это наемные работники, которые ушли в отпуск и хотят его интересно провести. Возраст — от 28 до 40 лет.
— Как подбираете места, куда отправляете туристов?
— С одной стороны, пользуемся географическим положением и отправляем к соседям — Алтай, Ергаки. С другой стороны, организую туры туда, где бывал сам — на Эльбрус. Сейчас открываем несколько направлений — Камчатка, Киргизия.
Молодой человек признается, что после относительной стабильности в офисе в своем деле он сразу же погрузился в ворох забот: «Странное дело, хотя работаешь больше, но не устаешь».
Перед выбором тура Геннадий подбирает инструкторов, которые знают местность и уже ходили в походы. Затем обзванивает фирмы такси, автобусы, которые на месте будут встречать группу, подыскивает гостиницу, из которой группа двинется в горы. Для правильных выборов приходится наводить справки, изучать отзывы. Случаются и форс-мажоры. «После аварии в Шерегеше несколько перевозчиков отказались ехать, а у нас группа собрана, пришлось срочно обзванивать автофирмы».
«Помогает то, что сам ходил в походы, заешь все слабые места многих операторов. Например, многие компании экономят на оплате труда инструкторов. А именно от инструкторов зависит эмоциональный фон в группе, отношения между людьми. Если человек чувствует, что ему недоплачивают, то он начинает срываться на группу», — признается Геннадий.
Вторая хитрость многих операторов — экономия на еде. По словам Геннадия, после того, как выбрано место для путешествия, определяется количество группы, а потом формируется цена тура с учетом дороги, питания.
«В походы главное набрать белки, мясо. Некоторые компании покупают тушенку, которая потом выкидывается», — говорит Геннадий.
Из затрат Геннадию пришлось оформлять лицензию и страховку, а также оформлять ООО. Весенний 4-дневный тур в Хакасию обойдется в 10 тысяч рублей, цены на туры в Грузию обходятся в 2 раза дороже.
— Какую прибыль приносит ваш бизнес?
— Рентабельность у него — около 20%. Прибыль можно считать только по году. Потому что есть убыточные туры. В том году мы планировали везти людей на Алтай, но группы не набралось, кто-то не смог, кто-то не захотел. Прилетела одна девушка. Мы решили провести тур для ее одной, для нас это было принципиально важно. Естественно, что ни о какой прибыли конкретно в том туре было.
Как правило, отправлять туристов Геннадий начинает с апреля, самые поздние туры приходятся на ноябрь. По словам предпринимателя, рост цен на международные туры никак на рынке внутреннего туризма не сказался: «некоторые туры по цене приравниваются к международным. Подъем на высшую точку Белухи в Алтае — это как поехать на две неделе в Таиланд».
Зимой Геннадий организует пешие прогулки на «Столбы» стоимостью от 300 до 800 рублей.
— А какой смысл ходить с гидом на «Столбы»? Много желающих?
В выходные 8–10 человек. Очень многим людям не с кем совершать такие прогулки, а мы собираем компании, создаем атмосферу. С туристами идет гид, который знает все о заповеднике, помогает залезть на любой столб.
— Был мысли отказаться от такой суетной работы и найти что-то поспокойнее?
— Мне нравится такой вид бизнеса. Ты занимаешься полезным делом, общаешься с кучей народа. Иногда даже бывает просто приятно почитать отзывы, которые в группе отдыхающие оставляют. Есть и незабываемые ощущения. Когда мы ходили на тот же Борус, а инструктора играли нам на флейте, а потом на высоте несколько тысяч метров над уровнем моря повар кормил нас котлетами и блинами. Но родственники до сих пор говорят: «Вернись на постоянную работу». Горы все-таки связаны с риском, там авария, тут лавина.
Фото: Артем Ленц (1), Геннадий Степанов (2)
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)