Депутат Госдумы Олег Михеев уверен, что судебные приставы обязаны убедиться в назначении денежных средств на счетах, с которых предполагается осуществить списание на основе исполнительного документа, сообщает «Гарант.ру». Это же касается обращения взыскания на наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации.
Предполагается также, что приставы при запросе сведений о должниках из банков должны получать информацию не только о номерах расчетных счетов и количестве и движении денег, как сегодня, но и о назначении этих средств. Изменения может претерпеть п. 2 ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве).
Такой законопроект Олег Михеев направил для рассмотрения в Госдуму.
Дело в том, что сегодня уже определены виды доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание. Среди них алименты, командировочные, компенсации причиненного жизни и здоровью вреда, суммы единовременной материальной помощи гражданам и т. д. (ст. 101 закона об исполнительном производстве). Но на практике сотрудники ФССП России нередко проводят списание со счетов должника независимо от того, для каких целей на эти счета поступили деньги.
Пострадавшие могут защитить свои права путем обращения в суд с соответствующим требованием, но и тут есть сложности. «Срок рассмотрения такого дела в среднем два месяца, в то время как целевые средства находятся под арестом или списываются. В результате граждане, которым должна быть обеспечена социальная защита в виде алиментов или иных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание, лишаются данных средств на весьма продолжительный период времени», – отмечается в пояснительной записке.