Если в благополучные годы россияне меняли работу для карьерного и финансового роста, то сегодня они вынужденно подписывают заявления об уходе. При этом треть безработных не могут сразу найти новое место. Пока эксперты не считают ситуацию критической и прогнозируют ее улучшение уже в следующем году.
Ситуацию с занятостью населения трудно назвать оптимистичной, хотя и впадать в панику еще рано, убеждены эксперты ИХ «Ромир». Как показал опрос, количество россиян в поиске работы немного выросло, однако в большинстве случае поменявшие по той или иной причине работу все же смогли трудоустроиться в течение полутора месяцев после увольнения.
Теневая безработица
Доля непрерывно работающих россиян по сравнению с осенью прошлого года сократилась с 78% до 68%. В свою очередь доля не работающих как минимум в последние три месяца выросла с 15% до 18%. Еще 12% наших сограждан сменили работу по тем или иным причинам (в прошлом году таковых было 7%), причем 7% уволились с прежнего места добровольно, 3% были уволены, а 2% попали под официальное сокращение.
Как правило, проявляющие активность и заинтересованность довольно быстро находят новое место работы. Так, каждый четвертый смог трудоустроиться в течение недели, у трети респондентов поиск работы занял до полутора месяцев. В то же время треть (35%) работников до сих пор не могут найти себе новое место. «Совсем не ищут работу 5% из числа ее потерявших, значительную долю среди которых составляют женщины и россияне старше 45 лет, которые, видимо, решили немного отдохнуть во время кризиса», – отмечают авторы исследования.
Впрочем, в 2008 году ситуация была хуже, подчеркивают исследователи. Тогда сокращения были более масштабными, а о росте зарплат можно было только мечтать. Так, сегодня сокращения персонала коснулось каждую шестую компанию, а сокращение зарплат – каждую седьмую. Для сравнения: в 2008 году сокращения штата проводила каждая четвертая компания. Любопытно, что в этом году десятая часть работодателей все же повышали зарплаты своим сотрудникам. А расширение штата провели лишь 2% работодателей.
Как отмечают авторы исследования, результаты опросов скорее показывают уровень скрытой, нежели официальной безработицы. «Не каждый потерявший работу обращается на биржу труда. Кто-то все еще находится в поисках работы и не теряет надежды, кто-то просто решил сделать паузу в трудовых буднях. Но в любом случае сокращение доли стабильно работающего населения не могло не повлиять на общие потребительские настроения россиян, которые в последние месяцы перешли из модели оптимизации к явной кризисной экономии», – считают эксперты «Ромира».
Преждевременный оптимизм
«Сейчас нет какого-то сильного оптимизма или улучшений на рынке труда, более того, ситуация неопределенности продлится до конца лета, – уверен заместитель генерального директора по управлению продажами кадрового холдинга АНКОР Алексей Зеленцов. – В начале осени станет понятно, в каком направлении развивается ситуация в экономике. Безусловно, если бы этот кризис был чисто экономическим, то предсказывать было бы гораздо проще. Однако ввиду того, что сильное влияние на рынок оказывают политические факторы (которые зачастую проявляются совершенно неожиданно), то предсказывать время наступления перемен – дело неблагодарное».
По мнению Алексея Зеленцова, ситуация с уровнем безработицы не такая критическая, как ожидалось по окончанию первого квартала. Причем в контексте общего тревожного настроения ситуация разнится не только в индустриях, но и в компаниях, работающих на одном рынке.
Напомним, после нескольких месяцев роста количества россиян, оставшихся без работы, в мае чиновники констатируют снижение этого показателя. «Вторую неделю подряд мы отмечаем тенденцию к снижению численности официально безработных граждан, – отмечал на этой неделе министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – С 13 по 20 мая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, уменьшилась на 0,5% и сейчас составляет 1 003 593 человека. Такое же снижение мы фиксировали неделей ранее».
О меньших масштабах безработицы по сравнению с 2008-2009 годами говорят и в Минэкономразвития. Причин этому несколько. Во-первых, своеобразным буфером, сдерживающим рост безработицы, чиновники называют сокращение численности населения трудоспособного возраста в последние года. Во-вторых, в ряде отраслей ситуация неплохая и не требует массовых сокращений. Это химия, нефтехимия, металлургия, определенное конкурентное преимущество в результате существенной девальвации рубля получили и отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Кроме того, крупные и средние предприятия еще в 2009 году избавились от избыточной занятости, оптимизируя свои издержки, и теперь скорее будут стремиться сохранить численность работников в ожидании улучшения экономической ситуации и оживления спроса.
Что касается профессий, то сегодня на пике спроса продавцы, которые особенно востребованы в экономически сложные времена. «В России эра товарного дефицита закончилась все-таки до кризиса, и поэтому продажа любого товара или услуги требует грамотно выстроенного процесса. Сегодня усилия для продвижения продукции, естественно, выросли многократно», – поясняет Алексей Зеленцов. Традиционно востребован и производственный персонал, а вот потребность в рабочих специальностях сократилась, но незначительно.
Роста зарплат три года ждут
Иное мнение – у директора департамента консалтинга компании «Деловой фарватер» Инессы Цыпкиной. Она считает, что кризис 2008 года и его влияние на рынок труда было менее серьезным, чем сейчас.
«Острый период кризиса 2008-2009 годов был довольно стремительным, быстрым, и за год-полтора после начала рынок труда практически восстановился, – поясняет Инесса Цыпкина. – Сокращения, которые происходили в тот момент, во многих случаях были обусловлены скорее психологическими моментами и ожиданиями резкого ухудшения ситуации, чем реальной необходимостью. Сейчас рынок труда также ощущает на себе кризисные явления, во многих сферах проходят сокращения, но на этот раз кризис будет несколько глубже, чем в 2008-2009 годах. Причин множество – и экономическая ситуация в стране более сложная, и бизнес в более тяжелых условиях (вспомним те же санкции). Полагаю, что в дальнейшем кризисные явления на рынке труда будут усугубляться, и восстановление этого рынка мы увидим не раньше, чем через 3-4 года».
Не стоит в этом году россиянам ждать роста зарплат, считают и в МЭР. Так, с учетом ограниченных финансовых возможностей бюджета и отсутствием индексации, зарплаты в бюджетном секторе в 2015 году могут снизиться более чем на 12% с учетом инфляции. В частном секторе снижение будет несколько меньшим – компании будут оптимизировать расходы на персонал за счет сокращения неформальной части заработной платы, введения неполного рабочего дня/недели. В результате, снижение реальной заработной платы в целом по экономике по базовому варианту в 2015 году оценивается на уровне 9,8 процента.
Снижение уровня безработицы и рост реальных зарплат экономисты прогнозируют лишь в следующем году. «Однако, учитывая масштабы сокращения в 2015 году, реальная заработная плата до уровня 2014 года восстановится только в 2018 году», – говорится в прогнозе Минэкономразвития.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com