Банки отмечают оживление автокредитования. Спрос на кредиты вернулся в связи со снижением процентных ставок и первоначального взноса до докризисного уровня. Немалую роль оказывает и государственная программа субсидирования автокредитов, которая наряду с программой утилизации автомобилей обеспечивает до 15% продаж новых автомобилей.
Во время кризиса рынок автокредитования пребывал в стагнации. Так, по оценке аналитиков Автостата, емкость рынка автокредитования снизилась в четыре раза – с 20 млрд долларов в 2008 году до 5 млрд долларов в 2009 году. Фактически можно констатировать, что российский рынок автокредитования откатился примерно на пять лет назад – к уровням 2004 года, когда только начинался кредитный бум, утверждают аналитики.
В 2004 году по кредитным схемам было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а к 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним раза, превысив отметку в один миллион единиц. Первая половина 2008 года также была очень благоприятной для развития рынка автокредитования. Однако к концу 2008 года наступающий финансовый кризис заставил многие банки ужесточать условия выдачи автокредитов, а многие даже отказались от выдачи новых кредитов, облегчив условия досрочного возврата.
Повысились и ставки за пользование кредитом до 15-18% в валюте и до 20-25% в рублях. Срок, на который предоставляется кредит, уменьшился до 2-5 лет. Минимальный размер первоначального взноса в большинстве случаев увеличился с 10% до 30-50%. Увеличилось и количество документов, требуемых банком для оформления кредита. Однако уже во второй половине 2009 года наметилась тенденция к снижению ставок вслед за снижением ставки рефинансирования.
По словам представителей банков, до кризиса доля новых автомобилей, приобретаемых в кредит, достигала 50%, однако уже к концу 2008 года процентные ставки по банковским кредитам повысились не менее чем в полтора раза, что не могло не сказаться на падении доли кредитных машин в два и более раз. Дополнительным негативным фактором стало увеличение минимального размера первоначального взноса, исчезновение кредитных программ вообще без первоначального взноса и более жесткая оценка заемщиков банками, увеличившая процент отказов в кредите.
В кризис власти поддержали отечественный автопром и федеральной программой льготного кредитования, и программой утилизации старых автомобилей. В частности, федеральная программа льготного автокредитования заработала с апреля 2009 года, но первоначально к участию в ней допустили лишь госбанки. Через полгода список участников был расширен. Среди участников программы сегодня Сбербанк России, ВТБ24, Россельхозбанк, Газпромбанк, Русфинанс банк, Росбанк.
По этой программе жители страны вправе рассчитывать на льготный кредит, если они приобретают автомобиль отечественной сборки не дороже 600 тысяч рублей. Банкиры сошлись во мнении, что программа, предполагающая субсидирование процентной ставки по автокредитам в размере двух третей от ставки рефинансирования Банка России (7,75% в настоящее время), очень успешна.
Программа субсидирования потребительских автокредитов была возобновлена в конце февраля нынешнего года и рассчитана до конца года. По условиям участия в программе льготного автокредитования первоначальный взнос составляет 15%, кредит предоставляется на 36 месяцев.
В список машин, которые можно приобрести по льготной программе, вошло 50 моделей, в том числе почти все легковушки «АвтоВАЗа» (включая Chevrolet Niva, которую завод выпускает в партнерстве с General Motors), семь моделей ГАЗ, восемь моделей УАЗ, а также Ford Focus (самая популярная иномарка на сегодня), Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze, Hyundai Accent.
По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, рост числа заявок и выдачи автокредитов по программе Минпромторга России начался после 14 августа 2009 года, когда был расширен перечень моделей, которые можно приобрести по льготной программе. Так, если год назад подавляющее большинство автомобилей, оформляемых по госпрограмме, приходилось на продукцию «АвтоВАЗа», то сейчас модельный ряд существенно расширился. Высокой популярностью у потребителей пользуются Ford Focus, Renault Logan, Fiat Albea, Chevrolet Niva и ряд других моделей.
«Рост числа выдачи автокредитов в рамках госпрограммы напрямую связан с изменениями в самой программе», – поясняет вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев, отмечая, что значительными улучшениями условий госпрограммы субсидирования процентных ставок можно считать расширение перечня автомобилей, увеличение срока кредитования и снижение первоначального взноса.
Как отмечает аналитик агентства «Автостат» Александр Чупров, всего за четыре с небольшим месяца после возобновления программы было принято больше заявок, чем за девять месяцев действия льготного автокредитования в прошлом году (123 874 заявки); соответственно, повысилась и эффективность программы льготного автокредитования. «Так, доля автомобилей, купленных по льготным кредитам, с апреля по декабрь прошлого года составляла 6,6% в общем объеме реализации. А в марте-мае нынешнего года автомобили-льготники заняли уже более 11,5% российского авторынка», – констатирует аналитик.
В то же время несколько снизилась доля заявок, которые получают одобрение банков – участников программы. Если в прошлом году из 123 874 заявок получили одобрение 71 486 единиц, то есть 57,7%, то в нынешнем году эта доля снизилась до 44,4% (одобрено 68 123 из 153 328 заявок). Участники программы объясняют это дефицитом автомобилей у дилеров.
По словам представителей банков, в абсолютном выражении автокредитный рынок естественным образом зависит от рынка новых автомобилей: растут продажи у официальных дилеров – будут расти и объемы кредитования. По данным Автостата, только в апреле этого года в России было продано более 163 тысяч новых легковых автомобилей, что вывело страну на третье место в Европе и позволило опередить Италию и Францию.
По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, в нынешнем году только по программе льготного автокредитования планируется реализовать 120-130 тысяч автомобилей.
Таким образом, наблюдатели констатируют: так или иначе банки возвращаются в кредитование. Этому также способствует улучшение финансового микроклимата внутри самих банков и в первую очередь приток средств вкладчиков, которые необходимо размещать в кредиты. Рынок автокредитования оживает: если в прошлом году банки сворачивали свои программы, то в этом году каждый банк снова хочет присутствовать в автосалонах, чтобы быть ближе к клиенту. На сегодняшний день много одобренных банком заявок, однако в автосалонах очередь на приобретение, клиенты ждут поставки авто. Растет также спрос на кредитование автомобилей с пробегом.
Чтобы вернуться на рынок с конкурентоспособным продуктом, банки вынуждены предлагать привлекательные условия по автокредиту. Прежде всего, это касается процентных ставок. «Снижение ставок по кредитам отражает, скорее, рыночную конъюнктуру и стоимость денег на банковском рынке в принципе. Что касается тенденции расширения предложений банков, дающих кредиты на подержанные автомобили, то она действительно имеет место, так как из-за выросших цен на новые автомобили и одновременного снижения средних доходов населения спрос перемещается в сторону более дешевых и в том числе подержанных автомобилей», – считает руководитель группы кредитных продуктов BSGV Екатерина Забелина.
Очевидно, что ситуация в автокредитовании возвращается к докризисной более быстрыми темпами, чем, например, в ипотечном кредитовании. Основные причины в том, что произошло снижение процентных ставок до уровня 2008 года – 11% годовых, снижение первоначального взноса. Немалую роль оказывает и государственная программа субсидирования автокредитов, которая вместе с программой утилизации автомобилей обеспечивает до 15% продаж новых автомобилей (большая часть из них в кредит).
«Автомобильные кредиты являются достаточно выгодными для банков и одновременно надежными, так как обеспечиваются залогом в виде самого приобретаемого автомобиля, что делает их гораздо более привлекательными для банков, чем, например, потребительские беззалоговые кредиты на любые цели, – поясняет Екатерина Забелина. – К тому же за последний год произошел пересмотр политики банков по оценке заемщиков, а также повышение доли первоначального взноса от полной стоимости автомобиля, что дополнительно страхует банки от потери собственных средств».
Правда пока что банкиры неохотно делают прогнозы в отношении дальнейшего развития отечественного рынка автокредитования, намекая, что строить планы – дело неблагодарное.