Для многих российских предприятий ушедший год стал безрадостным: темпы промышленного производства резко сократились, получение финансирования под инвестиционные проекты и операционную деятельность заметно осложнилось, и прогнозы пока неутешительные – улучшение ситуации произойдет не раньше осени. А в ожидании благотворных перемен предприятия осваивают антикризисные программы и сокращают издержки.
По данным Росстата, темпы роста промышленного производства в России в прошлом году значительно снизились, причем глубокая заморозка наступила в четвертом квартале, когда российские предприятия в полной мере ощутили уменьшение потока заказов и нехватку оборотных средств. Так, индекс промышленного производства в первые 11 месяцев года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 103,7%. При этом в ноябре прошлого года по сравнению с ноябрем 2007 года снизился до 91,3%, а по сравнению с октябрем 2008 года – до 89,2%. Просроченная задолженность по заработной плате в ноябре выросла на 93%, при этом подавляющее большинство предприятий объясняет это отсутствием оборотных средств.
Как сообщает Российский союз промышленников и предпринимателей, за последние полгода ухудшение ситуации отметили практически 59% компаний. Наиболее острыми финансовыми проблемами стали нехватка оборотных средств, неплатежи контрагентов, недоступность заемных финансовых ресурсов, серьезное влияние на положение ряда компаний оказала и девальвация национальной валюты.
Многие предприятия оказались в ситуации, когда финансовые потоки практически иссякли, а необходимость расплачиваться по прежним обязательствам осталась, и сконцентрировались на решении неотложных проблем. В условиях сложной, непредсказуемой экономической обстановки в стране «сорвались» инвестиционные программы и совместные проекты с партнерами. Впрочем, если мелкие компании имеют возможность в сжатые сроки и без особых потерь скорректировать планы развития и отложить инвестиционные проекты, то крупный бизнес подчас оказывается заложником ситуации, когда при оценке материальной стороны приостановки масштабного проекта выясняется, что зачастую его дешевле дофинансировать, чем заморозить.
К оформлению новых займов компании подходят с осторожностью: нижняя планка процентной ставки при кредитовании бизнеса в банках уже поднялась до 24-28% годовых. Да и банки, предвидя высокие риски дефолтов во время кризиса, проводят доскональный отбор кредитных заявок.
«В первую очередь при кредитовании бизнеса мы сегодня обращаем внимание на товарные позиции компании, на то, насколько сегодня предлагаемые ей услуги или товары востребованы на рынке, – рассказывает руководитель РЦ «Южный» КМБ БАНКа Наталья Потапова. – Сейчас сохраняется на достаточно высоком уровне лишь потребность в товарах повседневного спроса, поскольку потребители ограничены в тратах и приобретают лишь товары первой необходимости: продукты питания, недорогую одежду и медикаменты».
Однако, как отмечает Наталья Потапова, даже с оглядкой на сегодняшнюю плачевную ситуацию в ряде сегментов бизнеса многие предприятия успешно адаптировались в новых условиях и скорректировали стратегию развития.
Девальвация российского рубля, последовательно проводимая монетарными властями страны с ноября прошлого года, серьезно ударила по компаниям, бизнес которых ориентирован на зарубежные поставки. В целом же обозначенные менеджментом российских предприятий важнейшие угрозы для бизнеса означают, что в сложном переплетении финансовых потоков в стране образовались серьезные тромбы: средств на оперативные нужды у предприятий нет, банки прекратили кредитование, долги накапливаются.
В числе наиболее актуальных проблем, стоящих перед предприятиями, наиболее часто упоминаются снижение спроса на продукцию, что привело к падению производства и массовым сокращениям работников. С учетом «инерции промышленного производства», то есть невозможности за короткий срок существенно изменять объемы производимой продукции, можно говорить о том, что последствия кризиса будут проявляться в течение продолжительного отрезка времени. При этом антикризисный план принят лишь в половине российских компаний. В Российском союзе промышленников и предпринимателей отмечают, что в предыдущих раундах опроса осознание остроты проблемы кризиса российскими компаниями практически не сформировалось. Хотя и сегодня некоторые компании не видят необходимости в создании специальной антикризисной политики.
«Разработка антикризисной программы на настоящий момент уже не является первоочередной задачей, потому что кризис уже наступил и с каждым днем продолжает расширяться, – считает начальник аналитического отдела консалтинговой компании «Советник» Константин Мамыкин. – Антикризисная программа потому и называется АНТИкризисной, потому что должна разрабатываться ещё до наступления кризиса, и при идеальном варианте развития событий предотвращать возможные негативные последствия. При этом далеко не все российские компании имеют сотрудников, обладающих необходимой квалификацией для разработки антикризисной программы».
Безусловно, основной антикризисной мерой компаний считают оптимизацию расходов – прежде всего за счет сокращения части персонала: запрет на найм новых работников, сокращение штатов и переход на неполную рабочую неделю или сокращенный рабочий день. Так, сокращение социальных пакетов планируют 27% компаний, а один из самых очевидных способов снижения расходов на персонал – снижение заработной платы – 22% компаний. Также среди упомянутых руководителями предприятий популярных антикризисных мер – сокращения расходов на потребляемые услуги, сокращение расходов в области корпоративной социальной политики и экономия на сырье и комплектующих. В рамках антикризисных мер возможность внедрения ресурсоэффективных и энергосберегающих технологий рассматривает 36% компаний, эта мера занимает второе место по популярности. Кризис лишил бизнес «нефтегазовых иллюзий», и рекомендации по разумному использованию энергоресурсов стали условием роста и сохранения конкурентоспособности предприятий.
Среди часто упоминаемых антикризисных мер – и требование предварительной оплаты поставок для покупателей продукции и отказ от авансирования поставщиков. В условиях острого дефицита финансовых средств обе меры ведут к аккумулированию ресурсов внутри компании, но в масштабе страны это означает фактическую остановку финансовых потоков в реальном секторе экономики. Также компании рассматривают возможность продажи непрофильных активов, отнимающих на содержание и без того ограниченные финансовые ресурсы.
В антикризисных стратегиях ряда предприятий есть и другая категория мер – агрессивная, ориентированная на выжимание конкурентов и захват новых рынков – например, резкое снижение цен на продукцию и увеличение производства или оборота.
Государство активно вмешивается в рыночные механизмы в целях минимизации негативных последствий кризиса и поддержания работоспособности предприятий. Предпринимаемые властями антикризисные меры пользуются поддержкой бизнеса: 42% опрошенных руководителей предприятий считают, что уже заметен реальный положительный эффект. Поддержку региональных властей ощущают 34% компаний.
Однако, несмотря на действия, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей, практически все респонденты считают кризис серьезным и продолжительным событием, который существенно изменит условия ведения бизнеса в стране и в мире. Самые оптимистичные оценки времени окончания кризиса – конец весны 2009 года.
Юлия АМОЧАЕВА, по материалам Российского союза промышленников и предпринимателей