Типичная ситуация: стоишь на перекрестке с мечтой повернуть налево. Еще в автошколе учили смотреть на встречный поток и на светофор. Когда замигал зеленый – будь готов тронуться.
Ага, не тут-то было. Что нам мигающий зеленый, нам даже желтый не страшен, да что желтый... Уже секунд пять горит красный, но встречные продолжают тихо-мирно тащиться гуськом. Вглядитесь при случае в их лица: такая святая простота и ни тени сомнения. Посигналишь ему, он очнется, замашет руками... Понятно, в голове завихрились цитаты из ПДД... Что-то там про тех, кто въехал на разрешающий и им потом все должны... Еще что-то про всепрощающее экстренное торможение и про недопустимость причинения неправомерного вреда... А, нет, это уже из налогового кодекса. Но в ПДД тоже что-то такое есть. Наверняка есть. Я бы не ехал, если бы не было.
Бывает, тянутся до смешного долго. Уже поперечный поток тронулся и подпирает, а они все «въезжают на разрешающий». Некоторые по телефону калякают – про этих уже писал. А ты стоишь посреди перекрестка и думаешь, откуда тебя протаранят, слева али справа? Потом начинаешь втискивать в поперечный поток, а он тебе в обратку сигналит, хотя вот ты-то как раз и въехал на разрешающий.
Кстати, не в обиду прекрасному полу, но он грешит таким поведением чуть ли не чаще сильного. Женщина вообще очень избирательна в вопросах соблюдения правил: педантизм в одних случаях органично сочетается с пофигизмом в других.
Почему в России не применяется штраф за проезд перекрестка на запрещающий сигнал? Я бы двумя руками поддержал какой-нибудь месячник ГИБДД по выявлению таких нарушителей. И наказание бы затянул – вплоть до лишения прав при рецидивах.
Ладно еще откровенные пролеты на красный свет: этим страдают обычно маргиналы, время от времени блещущие талантами в сводках ГИБДД. Но эта зараза перекинулась на более миролюбивые слои населения и обрела массовый характер.
Мы с нашим оператором Андреем Винниковым заметили, что общественное мнение на стороне нарушителей. Когда в «Нарушение месяца» присылают проезд на красный, люди смотрят снисходительно. Начинаются комментарии из серии: «Ничего страшного, он же никому не помешал...» Это «никому не помешал», видимо, нужно оформить в виде законодательной нормы. Проехал на красный и не помешал – молодец. Обогнал под знак и не помешал – молодец. Сел пьяный за руль и не помешал – вдвойне молодец. Соседа пришил... Так сосед всем мешал, а ты – нет, стало быть, молодец.
Только я думаю, что люди, которые тянутся в медленном потоке через перекресток на красный, тоже уверены, что никому не мешают. Они так тесно жмутся друг другу, что составляют как бы одно целое. И раз голова 30-метрового автопоезда успела-таки въехать на зеленый, нарушения нет.
Может быть, нам недостаточно цветов светофора? Я бы добавил. Почему у нас желтый и вдруг внезапно красный? Люди этого не понимают. Это неожиданно, как ноябрьский снег. Нужно сделать промежуточный оранжевый, потом гранатовый, затем бордовый, потом темно-бордовый и наконец жгучий иссиня-красный. Чтобы глаз светофора наливался яростью постепенно. Чтобы он давал невербальный сигнал, когда уже точно нельзя. А эти либералисткие прозападные светофоры придуманы для развращенной тамошней публики.
Взять вот этот развратный желтый. Это он во всем виноват, это ради него в правилах сделали постыдный прогиб. Желтый бисексуален: он вроде бы запрещающий, но при определенных условиях как бы не совсем. Он как знак «Движение запрещено», на который все кладут. Если не хотим добавлять палитру красного, давайте заменим желтый на красный. Да, будет такой странный светофор: запрещено, запрещено, разрешено. И никаких полутонов. Зато по-российски.
Про светофорную стрелку я вообще молчу. Проехать под нее, потухшую, подозреваю, вообще нарушением не считается, и если словят такого водителя, он кивнет на основную секцию – так зеленый же (ага, и еще стрелочки, которые показывают, куда можно, куда нельзя в данным момент). Нет, не работает в России эта двойственность, нам нужна однозначность. Либо все стоят, либо все прут. Без компромиссов.
Как по мне, проезд на красный ничем не отличается от обгона в запрещенной зоне. Такие же риски, такие же помехи окружающим, такие же тяжелые последствия, когда не повезло. При этом из запрета обгона сделали целый культ и наказывают даже за неумышленные заступы, тогда как светофоры приобрели рекомендательный характер. Стоит трехглазый и как бы рекомендует: сейчас ехать нежелательно. Но если торопишься (и никому не мешаешь) – валяй. А даже если мешаешь, потерпят. Ты же торопишься.
Напоследок небольшой ликбез. Итак, при запрещающем сигнале не разрешен проезд перекрестка и даже заступ за стоп-линию или соответствующий знак, а к запрещающим относятся красный и желтый (п. 6.2 ПДД РФ).
Если стоп-линии или соответствующего знака нет, останавливаться на перекрестке можно перед краем пересекаемой проезжей части (п. 6.13 ПДД РФ), хотя многие считают такое поведение хамством. Нет, все вполне по ПДД, хотя такое позиционирование не всегда безопасно: случится на перекрестке авария, может прилететь. В любом случае, останавливаясь на запрещающий сигнал, нельзя создавать помехи пешеходам, переходящим улицу по переходам.
Спорный пункт 6.14 ПДД разрешает проезд на желтый, если водитель не может остановиться без экстренного торможения. Лично я бы убрал этот пункт к ядрене фене, потому что определения экстренного торможения нет, а при российских методиках расследования ДТП еще сложнее оценить гипотетическую ситуацию, нужно ли было экстренное торможение. Кроме того, этот пункт побуждает нас поддавать газку перед светофором, чтобы обосновать невозможность остановки без экстренного торможения. При нынешних невысоких штрафах за проезд на красный исключение этого пункта не сделало бы много зла, зато внесло однозначность: желтый – тоже запрещающий. Ведь у нас, в понимании народа, любое послабление почти всегда тождественно разрешению. Это один из транзисторов народной логики, и ничем его не вышибить.
Правила запрещают выезд на перекресток, если за ним образовался затор. Этот полезный пункт очень сложен к исполнению по психологическим причинам. Когда стоишь в пробке, все время кажешься самому себе самым спешащим.
А вообще, массовость нарушения этих правил объясняется не только бездействием ГИБДД, которое в этой области приобрело угрожающий масштаб, но и популярным мнением, что большой беды в таких нарушениях нет. Но я бы с этим поспорил. Помехи друг другу выливаются во вполне осязаемые пробки, пешеходы шныряют между машинами и вынуждены опасаться переходить даже на зеленый, а нарушения понаглее регулярно приводят к авариям.
Как это часто бывает в общественных делах, гадя кому-то, ты гадишь в том числе самому себе.
Результаты опроса
Фото: Видео пользователей сайта