В воскресенье, 15 сентября, ехал из Миасса в Челябинск по трассе М5. Встречный-попутный поток автомобилей, пейзаж за окном, свежий воздух – благодать…
И тут впереди король дорог – чадящий, пыхтящий, гремящий КАМАЗ, которому пора было на свалку лет 10 назад. Перегруженный монстр еле тащится в гору, за ним очередь из автомобилей, которым встречный транспорт не дает обогнать это чудо-автопоезд.
Обстановка нервозная. Эпитеты, приписываемые водителю КАМАЗа в подобных случаях, лучше здесь не приводить. Но так ли он виноват в ситуации?
Для начала вспомним азы безопасного обгона:
Необходим хороший обзор встречной полосы, дабы определить, на достаточном расстоянии она свободна ли нет.
Разгон до выхода на полосу встречного движения необходимо начинать на своей полосе. Тогда времени на обгон уходит минимум.
Перед КАМАЗом может быть еще более древняя колымага. Увидеть, есть кто-то перед КАМАЗом или нет, станет возможным только после выезда на полосу встречного движения. На обгон двоих сразу времени, которое отмеряет встречный автомобиль, может и не хватить. Потому надо держать в голове вероятность отказа от обгона в последний момент, следовательно, необходимо пространство, куда можно вернуться. Т. е. на встречную полосу выезжаем на расстоянии до заднего борта КАМАЗа.
Какой вывод напрашивается? Для динамичного, быстрого и безопасного обгона до КАМАЗа нужно держать дистанцию 30-40 метров (цифры приведены условно, понятно, что все зависит от конкретной ситуации). Тогда обзор встречной полосы – прекрасный. Когда во встречном потоке замаячит «окно» можно начинать разгон. Выйдя на встречную полосу с небольшим запасом до КАМАЗа, оцениваем возможность вернуться назад в свою полосу после обгона и, если все нормально, продолжаем ускоряться.
А теперь приглядимся к автомобилю, который едет сразу за КАМАЗом. Какие 30-40 метров? Он едет впритык. Если он и начнет обгон, то разгоняться будет на встречной полосе, и времени на обгон уйдет уйма, и расстояние до встречного автомобиля необходимо раза в три больше, чем при динамичном обгоне. Обзор встречной полосы минимален. Да не дай бог, он решит отказаться от обгона, когда половину автопоезда уже обгонит…
Почему он едет впритык? Вероятней всего, боится, что его обгонят. А так – он первый в очереди на обгон КАМАЗа. «Сам не ам, и другим не дам».
Вывод напрашивается очевидный. Во втором автомобиле либо водитель, который и не планирует обгон, либо водитель – неуверенный в себе, который к тому же и не собирается думать о других.
А за ним еще один такой же. А вот третий и держит достаточную дистанцию, и готов обгонять, но на обгон сразу двух недотеп и КАМАЗа нужно много времени. Так постепенно и образуется очередь.
Оказавшись в такой ситуации, я всегда держу достаточную дистанцию до впередиидущего, контролируя ситуацию сзади. Появится возможность безопасно обогнать сразу нескольких – я ею воспользуюсь. Если кто-то решит обогнать меня – впереди достаточно места, чтобы обгоняющий безопасно перестроился предо мной, а не сбрасывал меня с дороги. Конечно, я думаю в первую очередь о своей безопасности, но параллельно решить вопрос о безопасности других – не проблема.